Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:54, доклад
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи.
По проекту «Ауыл жастары» в селах к примеру Жамбылского региона уже работают 200 молодых специалистов. Каждому из них были выданы подъемные в размере 70 месячных расчетных показателей. С набором педкадров, как оказалось, проблем у работодателей не было, а вот с трудоустройством молодых медицинских специалистов вопрос до сих пор так и остался открытым. Как отметил в своем докладе председатель ОО «Ауыл Жастары» Ихтияр Мурзахметов, нежелание работать в сельской местности у молодежи возникает в основном по двум причинам: из-за отсутствия достойной высокооплачиваемой работы и современной инфраструктуры. Считаю, что эти проблемы без помощи государства молодежи решить невозможно, - пояснил И. Мурзахметов. По его мнению, помимо господдержки, нужны и реальные действия местных исполнительных органов. В частности, при корректировке районных бюджетов акимы должны предусмотреть дополнительные средства и для обучения наиболее способной молодежи тем профессиям, которые наиболее востребованы на селе. А также необходимо изыскать в бюджетах районов дополнительные средства и использовать другие механизмы для предоставления льготного жилья молодым специалистам, оказания помощи в приобретении скота, земельных участков, при необходимости - обеспечить их детей местами в дошкольных учреждениях. В свою очередь, аким Жамбылской области Канат Бозумбаев заявил, что со следующего года молодые специалисты, пожелавшие работать на селе, смогут получить кредит до 900 тысяч тенге на срок до 15 лет практически по нулевой ставке. Данную практику рационально было бы внедрить и в других регионах с целью мотивации и привлечения молодых специалистов в села. Деятельность данного проекта также рассчитана всего на 2 года.
Своеобразной попыткой решения данной проблемы была акция «С дипломом в село». По данным Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000.
Проект «Молодежная практика» начал реализовываться в 2009 году в рамках «Дорожной карты» и за это время достиг больших успехов. Проект направлен в качестве дополнительной меры для приобретения выпускниками первоначального опыта работы по полученной специальности, без которого очень сложно конкурировать с более опытными специалистами. Максимальный срок, на который рассчитана практика, – шесть месяцев.
На молодежную практику направляются выпускники учреждений высшего и среднего профессионального образования. Ее продолжительность - не более шести месяцев. Однако нет информационной прозрачности данного проекта. О ходе реализации данной программы или о том, куда конкретно были потрачены указанные денежные средства в СМИ не сообщается. В целом, известно, что в рамках расширения программ молодежной практики заключены договора почти с 13 тысячами предприятий, на которые направлены для трудоустройства более 51 тысячи выпускников. По словам исполняющего обязанности начальника управления по вопросам молодежной политики города Алматы Бахтияра Макена в 2009 году были трудоустроены 3044 молодых специалиста. Заключено более 1000 договоров с работодателями на трудоустройство будущих профессионалов.
Деятельность проекта «Жастар - Отанга» в рамках молодежного крыла Жас Отан в основном сконцентрирована на реализации социально-значимых проектов среди молодежи. Так, в 2009г. власти поддержали 50 социально-значимых идей молодых.
Таким образом, из реализуемых на сегодняшний день проектов в республике, в сфере реального трудоустройства выпускников ВУЗ-ов наиболее существенный вклад, судя по итогам 2009 года, внес проект или акция «С дипломом в село», по результатам которой было трудоустроено 6 582 специалиста. Как видно из анализа деятельности остальных проектов, они не имели эффективных результатов в сфере комплексного трудоустройства выпускников ВУЗ-ов. На втором месте по количеству трудоустроенных молодых специалистов - проект «Молодежная практика». Следует заметить, что большая часть проектов начала свою реализацию лишь с 2009 года и следует полагать, что именно с этим может быть связана их низкая результативность.
Министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев высказал следующее мнение по поводу проблемы трудоустройства в частности неустроенных юристов и экономистов в прямом эфире программы «Новый Казахстан», 7марта 2009 года.
«К сожалению, за прошедшие годы мы очень много выпускали экономистов, юристов и специалистов гуманитарного профиля. Как вам известно, мы оптимизировали количество ВУЗов, также сейчас оптимизируем количество специальностей. Например, по экономической специальности готовили 100 ВУЗов, по юридической 60 ВУЗов, поэтому они не могут трудоустроиться, второе это качество этих ВУЗов, которые готовят этих специалистов, к сожалению, эти проблемы мы прекрасно знаем, поэтому мы сократили количество ВУЗ-ов, несоответствующих нашим требованиям, теперь сокращаем количество специальностей». Однако, возникает вопрос что делать с выпускниками, уже получившими данные специальности, а также нет ответа как будут трудоустраиваться будущие выпускники.
По мнению, исполняющего обязанности начальника управления по вопросам молодежной политики города Алматы Бахтияра Макена, есть проблема трудоустройства выпускников вузов. К одной из причин, влияющих на рост молодежной безработицы, следует отнести парадоксальную ситуацию, когда вузы не заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников.
Аналогично мнение Директора департамента занятости и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Даулета Аргындыкова, который считает, что уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким, и в этой связи первоочередная задача в области содействия занятости молодежи – создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи.
Согласно отчету Департамента внутренней политики г. Алматы за 2008г. опрос среди респондентов по вопросу какие меры необходимы по решению проблемы молодежной безработицы голоса распределились так, как показано в диаграмме 7.
Диаграмма 7. Меры по решению проблем молодежной безработицы
Наибольшее количество опрошенных респондентов 41 % считает, что восстановление системы распределения внесло бы существенную роль в решении проблемы молодежной безработицы. Или это может быть система адресной подготовки специалистов по заявкам предприятий и организаций.
Вторая мера, которая определена опрошенными в качестве своевременной – принятие городской программы занятости молодежи (33,8%). Такая программа могла бы стать основной частью Городской программы молодежной политики. Наконец, третья наиболее популярная мера – установление квоты на предприятиях для молодых специалистов (27,4%). Этот рычаг как бы дополняет первый и может быть включен в республиканскую программу занятости молодежи.
Итак, анализ проблем и сложившихся тенденций рынка молодых казахстанских специалистов позволил выявить следующее:
1. Отсутствие опыта работы становится основной из причин, по которой молодого специалиста не берут на работу. Согласно проведенному опросу 55,7 % выпускников ВУЗ-ов не имеют опыта работы по специальности. Отсюда вытекает переобучение, работа не по специальности, а там где возьмут». Денежные средства, выделенные государством на гранты для обучения в высших учебных заведениях страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».
2. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность.
3. Сегодня назрела необходимость в подготовке целевой программы «Казахстанская молодежь - 2020», которая базировалась бы на 3 составляющих: обеспечение молодых специалистов доступным жильем, социальная помощь молодым семьям и снижение уровня молодежной безработицы. Хотя базовые составляющие и присутствуют в концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодежи, однако они должным образом не реализуются.
4. Уровень молодежной безработицы в г. Алматы выше среднего. Это означает, что ситуация здесь сложнее, чем в других городах страны и требует принятия весьма серьезных мер со стороны власти.
5. Отсутствие налаженного механизма между потенциальным работником и потенциальным работодателем еще в стенах ВУЗа наносит колоссальный ущерб национальным интересам нашей страны.
6. По мнению респондентов (27,4%) установление квоты на предприятиях для молодых специалистов в виде предоставления к примеру арендного жилья послужило бы реальным решением проблемы трудоустройства молодых специалистов, а также послужило бы стимулом для трудоустройства выпускников по специальности.
7. Респонденты (41 %) из числа казахстанской молодежи считают, что восстановление системы распределения внесло бы существенную роль в решение проблемы молодежной безработицы.
8. Таким образом, молодежь сегодня не работает не потому, что работы нет (на отсутствие рабочих мест ссылается лишь 11,2% опрошенных), а потому, что предлагаемая зарплата ее не устраивает. В то же время, молодые сталкиваются с «заколдованным кругом» в поисках работы: для ее получения нужен опыт, а получить его можно, лишь работая где-то. Тенденция выживания» молодых специалистов оказывает негативное влияние на демографическую, и на социально-экономическую ситуацию в стране.
Что можно порекомендовать в качестве путей решения проблемы трудоустройства молодых специалистов? Где приобрести опыт работы по специальности, который выступает главным условием при приеме на работу?
В этом аспекте интересен и полезен опыт Российского университета дружбы народов, где студенты всех факультетов проходят обязательную рабочую практику. В последующем, как показывает практика, опыт работы в процессе обучения гарантирует студентам вуза успешное трудоустройство в крупнейших российских и зарубежных организациях. Многие выпускники РУДН‚ стажируясь за границей‚ принимают предложения о работе от западных компаний.
Такой опыт применим и
в нашей стране. Однако сложившаяся
система профессиональной подготовки
в первую очередь формирует знания и очень важно совмещать такое обучение
с более активной деятельностью. То есть,
- привлекать работодателей к участию
в учебном процессе. Такой синтез и поможет
студентам получить настоящую профессию
и найти потом работу.
Известно, что выпускники, начавшие трудиться
курса с третьего, гораздо легче находят
работу, чем те, кто занимался одной учебой.
Но с другой стороны, приобретая рабочий опыт, первые недоучиваются.
Поэтому лучше всего
было бы совместить учебу с практикой,
организованной каким-либо ресурсным центром, главной
задачей которого являлась бы координация
будущих специалистов на последних курсах,
организация их практики, обеспечение
рабочим местом после окончания учебного
заведения. В функции такого центра
могло бы входить создание баз данных
имеющихся вакансий в различных учреждениях
г. Алматы по
различным специальностям. Создание
баз данных и координация имеющихся вакансий
и вакансий на перспективу в одном центре
исключило бы такой порок нашего общества,
как коррупция. Позволило бы координировать
трудоустройство по специальности, и не
допускать хаотичное трудоустройство
молодых специалистов «куда придется».
Исключило бы затраты со стороны студентов
на получение второго высшего образования
или переобучение, а также способствовало
бы тому, что денежные средства, затраченные
на госзаказ со стороны государства не
ушли бы впустую, а по назначению. Реальное
трудоустройство молодых специалистов
по специальности позволило бы скорректировать
коньюнктуру рынка труда. Наконец, это
своего рода социальная ответственность
бизнеса. Такой проект пока можно было
бы создать на базе г. Алматы, как города,
с большой концентрацией студентов и реальных
рабочих мест, как пилотный. Далее, если
проект оправдает ожидания, то можно было
бы и создать сеть таких центров по республике
в Астане, а также по мере необходимости
в городах областного значения. Реализация
такого проекта способствовала бы становлению
в республике по настоящему конкурентоспособной
молодежи - залога процветания нации.
Жоламанова Г.Е.
Информация о работе Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан