Банки России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:34, реферат

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы, функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки – это спасти экономику».

Работа состоит из  1 файл

Банковская система России.docx

— 78.09 Кб (Скачать документ)

 

•          максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

 

•          максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых  кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

 

•          максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

 

•          нормативы использования собственных  средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

 

Анализ ликвидности и  управление ею в коммерческом банке  проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.

 

Анализ результативности банковской деятельности начинается с  анализа доходов и расходов, а  заканчивается исследованием прибыли.

 

Прибыль — это главный  показатель результативности работы банка. Количественная и качественная оценка прибыльности проводится с целью  выяснения финансовой устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе той  прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы банка,— это  итоговые показатели, но вопрос заключается в том, за счет каких факторов она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров еще не свидетельствует о высокоэффективной деятельности кредитной организации. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с анализом ликвидности баланса банка и на основе полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом.

 

Особое значение в обеспечении  устойчивости банка имеет использование  современных приемов менеджмента  и маркетинга.

 

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью  банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками  в его деятельности, персоналом. Основополагающими моментами в  менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих  инструментов для ее достижения. Для  каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

 

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех  банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.

 

Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством  обмена . Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов/услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной мотив банковского маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

 

В настоящее время маркетинг  в банковской сфере — это:

 

•          выявление существующих и потенциальных  рынков для предоставления услуг;

 

•          выбор сфер наиболее выгодного предложения  банковских услуг и определение  соответствующих потребностей клиентов;

 

•          установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;

 

•          предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при  условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.

 

Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается  все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими  банками и между банками и  другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой Целью даже были созданы исследовательские  учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

 

В нашей стране вопросы  банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением является, например, тот факт, что лишь в последней  российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается  обязательная оценка аудиторами состояния  менеджмента в банке.

 

I Финансовое состояние  банка — это комплексное понятие,  которое характеризуется системой  показателей, отражающих наличие,  размещение и использование финансовых  ресурсов.

 

Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка  с точки зрения самого банка, его  представлений об эффективности  работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и оказания услуг, их доходности и  пр.

 

Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими  банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными  и потенциальными) коммерческого  банка.

 

Весьма важен для банка  не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов  работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики  важно проследить также тенденции  развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому  важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

 

В международной практике используются разные методики составления  банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или государственные  органы надзора за работой банков.

 

В США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная  резервная система, выполняющая  функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет  Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание при этом уделяется, конечно, выявлению банков, находящихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.

 

Отметим, что правительственные  органы во многих странах мира в  отличие от специализированных рейтинговых  агентств не публикуют результаты своих  исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны  акционеров и клиентов (реальных и  потенциальных).

 

Рейтинг банков — это система  оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и  данных баланса банка. Осуществление  рейтинга банка в целом состоит  в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись  анализу.

 

Рейтинговая оценка может  быть проведена специальным рейтинговым  агентством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в  банковской системе.

 

Единой универсальной  методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в  России, но и за рубежом), поскольку  банки различаются по функциональному  признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рынках и т.д.

 

В мировой банковской практике существуют два основных подхода  к оценке деятельности коммерческих банков:

 

1)         на основе анализа системы  показателей конкретного банка  и их сравнения с аналогичными  показателями первоклассных банков;

 

2)         на базе рейтинговой оценки, производимой  надзорными органами.

 

В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в  нашей стране практически нет  экспертных служб, которые профессионально  могли бы в масштабах государства  заниматься сбором, обобщением, систематизацией  и публикацией материалов, отражающих деятельность коммерческих банков, как  это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной  практике, не адаптирован для российских банков. Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

 

В США для оценки надежности, стабильности работы коммерческих банков используют рейтинговую систему CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого  банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L.).

 

Принцип составления рейтинга состоит в том, что при расчете  названных показателей значение каждого из них отмечается на графике  по оси абсцисс. По оси ординат  показателю анализируемого банка соответствует  точка, отражающая положение данного  банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый процентиль). Итак, процентиль характеризует место банка по отношению к группе сопоставимых банков.

 

В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более  банков. Учитывая то, что в США  в настоящее время насчитывается  примерно 10 000 банков, из них формируют  около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения  групп являются:

 

а)         размер банка (валюта баланса, сумма  всех активов и пр.);

 

б)         местоположение банка (расположен банк в городе или в сельской местности),

 

позволяющее оценить уровень  конкуренции, испытываемой банком, что  отражается

 

на уровне его маржи  и затрат;

 

в)         наличие или отсутствие филиальной сети.

 

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным  капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет  ряду требований к качеству его капитала. Общая сумма баллов, подсчитанная таким способом, используется для  определения рейтинга данного банка  по совокупности всех факторов.

ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

 

 

На рубеже XXI века Россия как  суверенное и независимое государство  создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный  банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной  политики центрального банка государству  в начальные годы XXI века удалось  сформировать определенные тенденции  денежно-кредитного регулирования.

 

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАК СРЕДСТВА СБЕРЕЖЕНИЯ И ПЛАТЕЖА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА

 

Тенденция повышения привлекательности  национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике  задачи денежного оборота значительно  изменились и требовалось их кардинальное решение.

 

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег  для удовлетворения необходимых  потребностей экономики (обслуживаемых  преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота  в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных  форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации  и тесной связи безналичного и  наличного денежного оборота.

 

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы  стало важным сигналом участникам денежного  рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного  оборота — для применения мер  оптимизации инвестиционных портфелей.

 

УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В РОСТЕ  МОНЕТИЗАЦИИ ВВП И РОСТЕ ДЕНЕЖНОГО  МУЛЬТИПЛИКАТОРА

 

В условиях увеличения денежного  предложения ужесточаются меры по регулированию  денежного оборота в зависимости  от состояния платежного баланса  и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного  веса «длинных» денег в структуре  денежной массы, что оказывает понижательное  воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации  экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения  денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

 

Сохранение действующей  динамики скорости обращения денег  позволяет более точно оценивать  спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством  формирование ролевых функций различных  хозяйственных структур, прежде всего  центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии  денег и соответственно изменение  их положения, более четкое регулирование  денежного оборота.

Информация о работе Банки России