Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:21, реферат
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции.
Развитие рыночных Отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов в том числе принципов их организации.
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных УСЛОВИЯХ хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.
Введение
Значение безналичного оборота.
Требования к безналичным расчетам.
Характеристика основных форм безналичных расчетов.
Требования к расчетным документам.
Расчеты платежными поручениями.
Расчеты платежными требованиями-поручениями.
Основные этапы развития платежной системы Республики Казахстан за 10 лет
Платежная система Казахстана
Заключение
Список литературы
В мае 1973 г. около 240 крупнейших банков Европы и Северной Америки создали консорциум "СВИФТ" - Общество всемирной межбанковской финансовой телекоммуникационной связи, предназначенный для проэктирования, внедрения и регулирования международной телеграфной сети, передающей и распределяющей потоки международных финансовых переводов между членами этой организации.
Ее телекоммуникационное оборудование по обработке информации заменило преимущественно бумажные формы посылки денежных переводов с помощью кабельных средств связи или по телексу, которые были медленными, содержали много ошибок и имели большую вероятность потеряться в процессе передачи.
В системе "СВИФТ" разработаны стандарты для телеграфных сообщений, и потребители могут передавать все виды индивидуальных и банковских переводов наряду с подтверждениями валютных сделок, выписками со счетов и другой информацией. Все телеграфные сообщения в системе "СВИФТ" форматированы и состоят из конверта, куда вкладывают маршрут передачи сообщения, необходимую информацию и текст.
Центральный банк России осуществляет с участием западных специалистов работу по совершенствованию различных направлений функционирования расчетной системы, в частности, созданию системы крупных переводов на основе электронных технологий, проведению клиринговых операций, разработке новых средств платежа и совершенствованию информатизации.
Центробанком было объявлено о начале проведения в Москве эксперимента по внедрению автоматизированной системы межбанковских расчетов, который проводится в рамках разработанной ЦБ программы совершенствования механизма расчетов.
Эта программа предполагает создание в России к концу 1996 года государственной телекоммуникационной сети обмена банковской информацией между ЦБ, коммерческими банками, их клиентами и расчетно-кассовыми центрами.
В эксперименте ЦБ, проводящемся на базе двух расчетно-кассовых центров (ГРКЦ и Шаболовского РКЦ), примут участие 15 коммерческих банков, заключивших соответствующий договор с ГУ ЦБ РФ по Москве. Среди них банки - "Московия", "Орбита", "Российский кредит", Сбербанк, Супримэксбанк, Тверьуниверсалбанк, Технобанк.
В ходе эксперимента будет отрабатываться технология проведения электронных межбанковских расчетов с помощью коммутируемых каналов связи.
На первом этапе эксперимента зачисление средств на банковские счета будет производиться с помощью модемной связи, а стандартный "бумажный" пакет документов в типовой форме будет служить только подтверждением проводимых операций.
Данная система позволит клиентам банков максимально ускорить расчеты: предприятие, перечислившее деньги, может быть уверено, что средства поступят на счет его контрагента уже через несколько часов.
Банки, участвующие в эксперименте, также будут обслуживаться по новой системе расчетов.
Целью эксперимента является отработка технологии проведения электронных расчетов,которая позволит полностью отказаться от пересылки бумажной документации.
В первой половине 1994 года планируется постепенно подключить к электронной системе расчетов все московские банки, хотя некоторое время будет осуществляться также и парралельное ведение бумажной документации.
Российские коммерческие банки, несмотря на свою относительную молодость, уже могут предложить своим клиентам практически весь ассортимент услуг, которые пользуются спросом в развитых странах.
Одной из наиболее перспективных отраслей банковского бизнеса является деятельность по выпуску пластиковых карт.
И, как знать, не сможет ли пластиковая карточка в дальнейшем благодаря своим многочисленным преимуществам по сравнению с наличными деньгами вытеснить последние из платежного оборота.
Наиболее распространенными карточками в мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercart, American Express, Карточка - это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг, карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате.
Пластиковые карточки очень многообразны. Их различают по носителям информации (магнитная полоса или микросхема), объему памяти, возможности совершать определенные операции, не прибегая к услугам банка.
Различают кредитные и дебетовые пластиковые карточки. Кредитные карточки выпускаются для платежеспособных
потребителей и служат им как средство самоидентификации. Их использование позволяет иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Дебетовая карточка наиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических обстоятельств. Ее именуют также карточкой наличных средств или карточкой активов.
Дебетная
карточка, как и кредитная, имеет
на магнитной полосе фамилию и
имя ее владельца как клиента
определенного финансового
В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с кредитными карточками была строго регламентирована и находилась под бдительным государственным оком. В пределах страны карточки, разумеется, не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах.
Сегодня
независимые коммерческие банки,
имея полную свободу действия
в отношении пластиковых
В целом спектр предлагаемых банками пластиковых карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут
свою деятельность по предоставлению карточек в трех направлениях:
- работа с международными расчетными системами (VISA, Mastercard, American Express и др.) в качестве принципиальных членов или же партнеров последних. Первым начал работу в этой области Народный банк, вступивший в VISA. Сегодня международные карточки наиболее активно выпускают Туран-Алем, ЦентрКредит.
Многие банки сочетают выпуск международных карточек с членством в казахстанских платежных системах.
Карточки международных платежных систем имеют неоспоримое пока преимущество перед Казахстанскими, так как их принимают по всему миру.
Большинство карточек казахстанских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень - дело времени.
Банки, предлагающие пластиковые карточки, убеждены, что за этим средством расчетов - будущее.
Во-первых, Казахстан с трудом, но входит в мировую систему экономических отношений, что предполагает и перенятие международного опыта расчетов. А общемировая тенденция в этой области очевидна - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. По мнению иностранных экспертов, в России имеется уникальная возможность избежать проблем, связанных с чековым обращением, и, используя мировой опыт, перейти непосредственно к электронным деньгам.
Во-вторых, банк получает великолепную возможность привлечь клиента новой интересной и выгодной для обеих сторон услугой.
Ведь каждая новая карточка - это приток денежных средств на спецсчет в банке.
В российских условиях предоставление клиенту действительно кредитной карточки представляется слишком рисковым, так как о нормальной для Запада десятилетней кредитной истории потенциальных заемщиков российским банкам приходится только мечтать. Поэтому основной вид карточек на российском рынке - это дебетовые карточки, что означает для ее владельца возможность лишь распоряжаться на определенных условиях средствами со своего счета.
Российские
магазины также оказались
СП "Интерштрихкод" разработало автоматизированную систему кассового обслуживания клиентов (АСКОК), которая уже сейчас работает в нескольких коммерческих банках в различных городах.
Основой этой системы является пластиковая карта, имеющая с одной стороны символику и название банка, а с другой стороны на нее нанесен штриховой код, содержащий идентификационный номер счета клиента и код принадлежности к банку.
Если при входе в магазин или над кассой покупатель видит привычный знак VISA, Мastercart, то разумеется предпочтет расплатиться с помощью карточки, а не тратить наличность. Тем более что сейчас ему придется обменять валюту на тенге, так как магазин не имеет права принять наличную валюту в оплату покупки.
Расчет с помощью карточки избавляет от этой необходимости. Стоимость покупки в валюте будет списана с карточного счета, как только от магазина поступят слипы с подписью владельца карточки.
Таким
образом, внедрение в систему
расчетов электронных платежей, модемной
и спутниковой связи для
Основные
этапы развития платежной
системы Республики
Казахстан за 10 лет
Система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не подходила для новых условий рыночной экономики. В связи с этим, Национальный Банк в 1991 году начал проведение реформы платежной системы.
Основными целями реформы платежной системы Республики Казахстан являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на начало 90-х годов срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, платежных требований).
Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк).
В связи с развалом СССР и обретением странами постсоветского пространства государственной независимости, в 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов. Операции по данным счетам начали проводиться с 1 июля 1992 года.
В целях
обеспечения межбанковских