Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:17, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия переживает достаточно тяжелое время с точки зрения экономики. Мировой кризис заставляет решать все новые проблемы.
Введение
Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направления бюджетной политики.
1.1Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.
1.2Направление государственного регулирования в структуре фискальной политики государства.
Глава 2.Состояние государственного бюджета РФ, пути его оптимизации
2.1 Характеристика бюджетов РФ.
2.2 Российская бюджетная политика и пути ее совершенствования.
Заключение
Список используемой литературы
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.9
В соответствии с Конституцией
РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов
Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет,
средства которого предназначены для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам его ведения.(региональный
бюджетом). Административно–
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный
федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
Федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального
бюджета являются главным источником
финансирования структурной перестройки
экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В современных условиях
все в большей степени
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
Местные бюджеты. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Например, бюджет муниципального образования (местный бюджет) определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.10 За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время Бюджетный Кодекс-закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).11
С начала 2009 года российская экономика борется с последствиями финансового кризиса. Правительство активно участвует в этой борьбе путем стимулирования экономики, в том числе и с помощью крупных государственных расходов.
Расходы федерального бюджета, млрд руб. на 2009—2011 гг. | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
Общегосударственные вопросы |
885 |
9,0 % |
1 087 |
11,0 % |
1135 |
8,2 % |
Национальная оборона |
619 |
6,3 % |
678 |
6,9 % |
807 |
5,8 % |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
707 |
7,2 % |
727 |
7,4 % |
889 |
6,4 % |
Национальная экономика |
1920 |
19,5 % |
1 366 |
13,8 % |
1371 |
9,9 % |
ЖКХ |
127 |
1,3 % |
103 |
1,0 % |
79 |
0,6 % |
Охрана окружающей среды |
13 |
0,1 % |
12 |
0,1 % |
15 |
0,1 % |
Образование |
388 |
4,0 % |
386 |
3,9 % |
465 |
3,4 % |
Культура, кинематография, СМИ |
110 |
1,1 % |
107 |
1,1 % |
? |
? % |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
323 |
3,3 % |
325 |
3,3 % |
? |
? % |
Социальная политика |
320 |
3,3 % |
329 |
3,3 % |
? |
? % |
Межбюджетные трансферты |
3 443 |
35 % |
3 725 |
37,7 % |
? |
? % |
Cекретно |
985 |
10,0 % |
1 040 |
10,5% |
? |
? % |
ИТОГО: |
9 845 |
100 % |
9 887 |
100 % |
? |
? % |
Государственный бюджет-2010 активно обсуждается с конца июня 2009 года. Минфин сообщал о предварительных параметрах госбюджета на 2010—2012 годы , которые были вскоре одобрены правительством РФ .
Специалисты их обсуждали
в том числе и в контексте
текущих
Согласно российскому законодательству, Госдума должна получать бюджет до конца августа . Однако в кризисном 2009 году решено было сделать исключение: бюджет должен быть внесен до октября.
Осенью 2008 года, недооценив масштабы кризиса, Госдума одобрила бюджет, который был сверстан из расчета в $95 за баррель нефти марки Urals. В результате бюджет пришлось полностью переписывать. Его обновленную версию приняли только весной 2009 года.
21 октября депутаты
Госдумы в первом чтении
Рисунок 3. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы
Кроме дефицита, интересна также и структура планируемых расходов. Эксперты называют бюджет «социальным», что, по их мнению, не соответствует экономической ситуации в стране.
Рисунок 4. Распределение средств федеральных бюджетов на 2009 и 2010 годы.
По данным РИА «Новости»,
2.2 Российская бюджетная
политика и пути ее
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными
направлениями бюджетной
В качестве критериев
эффективности бюджетной полити