Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:17, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия переживает достаточно тяжелое время с точки зрения экономики. Мировой кризис заставляет решать все новые проблемы.
Введение
Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направления бюджетной политики.
1.1Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.
1.2Направление государственного регулирования в структуре фискальной политики государства.
Глава 2.Состояние государственного бюджета РФ, пути его оптимизации
2.1 Характеристика бюджетов РФ.
2.2 Российская бюджетная политика и пути ее совершенствования.
Заключение
Список используемой литературы
В условиях России к вышеназванным
показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику
Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
Анализ экономики России
за последние несколько лет
В условиях переходного периода в формировании новой экономики, создания законодательной базы, продолжающихся реформ в налоговой и таможенной системах, нестабильной международной торговой конъюнктуры, в т.ч. на основные экспортные товары, и, следовательно, весьма рискованной практики получения достаточной доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации, с одной стороны, существенно возрастает значение проведения более эффективной политики в области доходов. С другой стороны, накопившиеся десятилетиями нерешенные проблемы в социальной политике, необходимость затрат на структурные реформы экономики, потребность обеспечения безопасности страны в условиях реально существующих угроз, а также отсутствие гарантий бесперебойного поступления доходов в будущем на достаточном уровне для финансирования этих направлений, о чем было сказано выше, требуют осуществления более рациональной политики в области расходов.
В совокупности две указанные задачи делают весьма актуальным совершенствование бюджетной политики. В противном случае при финансировании общероссийских, региональных и местных полномочий мы неизбежно будем сталкиваться или с нехваткой средств на уже запланированные (заранее известные) и необходимые расходы, или будут появляться все новые и новые проекты, ассигнования на реализацию которых невозможно будет изыскать. В обоих вариантах мы будем иметь дело с дисбалансом доходных и расходных полномочий на всех или отдельных уровнях бюджетной системы. Следовательно, фактически надо будет прикладывать немалые интеллектуальные, финансовые и другие усилия для решения искусственно созданной проблемы.
Бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
1.во-первых, по выбору наиболее рациональных способов расходования имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание его развития;
2.во-вторых, по профессиональной подготовке специалистов — представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе, по мере усложнения процедур принятия решений, и судебной власти;
3.в-третьих, нацеленную на улучшение финансового положения субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель;
4.в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).
Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике государства в целом, реализуя — в сочетании с другими направлениями финансовой политики — следующие основные функции:
- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
- поддержание финансовой стабильности в стране;
- обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
- создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.
Бюджетная политика является
ядром экономической и
На рисунке 5 отражены взаимосвязи между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения, что еще раз подчеркивает роль и значение бюджетной политики в РФ.
Рисунок 5 – Схема взаимосвязей между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения
В целях обеспечения
единства бюджетной политики и своевременного
составления и исполнения бюджетов
всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации в нашей
стране применяется бюджетная
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.15
Заключение
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких как:
1.в использовании бюджетных
ресурсов нет экономической
2.не достигается социальная
справедливость, поскольку финансовая
поддержка регионов не имеет
четкой стратегии критериев
3.разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий;
4.распределение финансовой
помощи регионам, а внутри регионов
– муниципальным образованиям
остается субъективным. Значительная
часть финансовой помощи
5.самое же главное
в том, что у региональных
и местных властей в рамках
действующей системы нет
Цель работы
достигнута, государственный бюджет,
его компоненты и виды
Список используемой литературы:
1.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999
2. Задорнов М.М.
Финансовая политика
3.Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,1999г
4.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.04.2010).
5. Борисоглебская Л., Кирсанов С. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг. М.: ИНФРА - М.2009. - 329 с.
6. Опальский А.П. Финансовое регулирование воспроизводственного процесса и экономическая безопасность // Финансы и кредит - 2007. - № 19 (133).
7. Финансовые, кредитные и страховые элементы государственного регулирования экономических процессов // Финансовый бизнес. - 2007. - №
8. Финансы /Под ред. М.В.Романовского, Б. М. Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2007. - 418 с.
9. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА - М, 2006. - 302с.
10. Б.И.Алехин. Государственный долг. Пособие для студентов Академии бюджета и казначейства. М., 2007.
11. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И Базылева, С.П. Гурка. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.
12. Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.
13. Занятость населения и её регулирование: Учебное. пособие./Чукреев П.А., Корытова Е.В. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.
14.Бондарь, А.В.
15.Воловик, Е. Налоговое обозрение// Финансовая газета. Региональный выпуск. - №4. – 2009. – С. 5.
16.Ивашевский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 472 с.
17.Информационный отдел.
Международные финансовые и
18.История экономических учений: Учеб.-практ. пособие/ Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 130 с.
19.Киреева, Е. Налоговая система РБ на современном этапе// Журнал «Директор». – №3. – 2008. – С. 24-25.
20.Киреева, Е. Страны СНГ «оттачивают» налоги// Журнал «Директор». - №6. – 2007. – С. 44
21.Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 972 с.
22.Макроэкономика: Учеб.
пособие/ под ред. Л.П.
23.Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с.
24.Миров, В. Сценарии экономического «блокбастера»// Журнал «Директор». - №7. – 2004. – С. 24-25.
25.Современная экономика: Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
26. Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.
27. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008
28. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006
29. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006
30. Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006
31. Назаров Н. Н. Понятия
«финансовая система» и «
Интернет источники:
1. http://www.mabico.ru/lib
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://www.minfin.ru/
4. http://www.rian.ru/
1 См.: Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.
2 См.: Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008. – С. 38.
3 См.: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – С. 145.
4 См: Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006. – С. 156.ф
5 См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 267.
6 См.: Назаров Н. Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2004. – № 19. – С. 8.
7 Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006-с 17