Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия переживает достаточно тяжелое время с точки зрения экономики. Мировой кризис заставляет решать все новые проблемы.

Содержание

Введение
Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направления бюджетной политики.
1.1Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.
1.2Направление государственного регулирования в структуре фискальной политики государства.
Глава 2.Состояние государственного бюджета РФ, пути его оптимизации
2.1 Характеристика бюджетов РФ.
2.2 Российская бюджетная политика и пути ее совершенствования.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсач.doc

— 435.00 Кб (Скачать документ)

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. 14

В условиях переходного  периода в формировании новой  экономики, создания законодательной  базы, продолжающихся реформ в налоговой  и таможенной системах, нестабильной международной торговой конъюнктуры, в т.ч. на основные экспортные товары, и, следовательно, весьма рискованной практики получения достаточной доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации, с одной стороны, существенно возрастает значение проведения более эффективной политики в области доходов. С другой стороны, накопившиеся десятилетиями нерешенные проблемы в социальной политике, необходимость затрат на структурные реформы экономики, потребность обеспечения безопасности страны в условиях реально существующих угроз, а также отсутствие гарантий бесперебойного поступления доходов в будущем на достаточном уровне для финансирования этих направлений, о чем было сказано выше, требуют осуществления более рациональной политики в области расходов.

В совокупности две указанные задачи делают весьма актуальным совершенствование бюджетной политики. В противном случае при финансировании общероссийских, региональных и местных полномочий мы неизбежно будем сталкиваться или с нехваткой средств на уже запланированные (заранее известные) и необходимые расходы, или будут появляться все новые и новые проекты, ассигнования на реализацию которых невозможно будет изыскать. В обоих вариантах мы будем иметь дело с дисбалансом доходных и расходных полномочий на всех или отдельных уровнях бюджетной системы. Следовательно, фактически надо будет прикладывать немалые интеллектуальные, финансовые и другие усилия для решения искусственно созданной проблемы.

Бюджетная политика, являясь  неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1.во-первых, по выбору наиболее рациональных способов расходования имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание его развития;

2.во-вторых, по профессиональной подготовке специалистов — представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе, по мере усложнения процедур принятия решений, и судебной власти;

3.в-третьих, нацеленную на улучшение финансового положения субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель;

4.в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).

Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике государства в целом, реализуя — в сочетании с другими направлениями финансовой политики — следующие основные функции:

- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

- поддержание финансовой стабильности в стране;

- обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

- создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.

Бюджетная политика является ядром экономической и финансовой политики государства и отражает все его денежные взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При формировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения политической, экономической, финансовой и социальной стабильности.

На рисунке 5 отражены взаимосвязи между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения, что еще раз подчеркивает роль и значение бюджетной политики в РФ.

 

Рисунок 5 – Схема взаимосвязей между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями и уровнем жизни населения

 

В целях обеспечения  единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации в нашей  стране применяется бюджетная классификация.

  Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких как:

1.в использовании бюджетных  ресурсов нет экономической эффективности,  потому что у региональных  и особенно местных властей  отсутствуют стабильные доходные  источники, а распределение финансовой  помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;

2.не достигается социальная  справедливость, поскольку финансовая  поддержка регионов не имеет  четкой стратегии критериев выравнивания  межрегиональных различий;

3.разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий;

4.распределение финансовой  помощи регионам, а внутри регионов  – муниципальным образованиям  остается субъективным. Значительная  часть финансовой помощи вообще  распределяется без утверждения  в соответствующем бюджете. “  Формализованная”  же часть финансовой поддержки фактически ореинтируется на восполнение превышения расходов над доходами;

5.самое же главное  в том, что у региональных  и местных властей в рамках  действующей системы нет достаточных  стимулов и заинтересованности  проводить рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.

   Цель работы  достигнута, государственный бюджет, его компоненты и виды проанализированы. В целом наблюдается положительная тенденция: дефицит бюджета на 2009 год составил 3217,6 млрд. рублей, а на 2010 год – 2936,9 млрд. рублей, в связи с тем, что увеличились доходы, а расходы стали меньше. Эта тенденция показывает, то Россия справляется с последствиями мирового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список используемой литературы:

 

1.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999

2.   Задорнов М.М.  Финансовая политика государства  и возможности ее реализации// Финансы.- 1999.- N 1с.6 

3.Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,1999г

4.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.04.2010).

5. Борисоглебская Л., Кирсанов С. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг. М.: ИНФРА - М.2009. - 329 с.

6. Опальский А.П. Финансовое регулирование воспроизводственного процесса и экономическая безопасность // Финансы и кредит - 2007. - № 19 (133).

7. Финансовые, кредитные и страховые элементы государственного регулирования экономических процессов // Финансовый бизнес. - 2007. - №

8. Финансы /Под ред. М.В.Романовского, Б. М. Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2007. - 418 с.

9. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА - М, 2006. - 302с.

10. Б.И.Алехин. Государственный долг. Пособие для студентов Академии бюджета и казначейства. М., 2007.

11. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И Базылева, С.П. Гурка. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.

12. Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.

13. Занятость населения и её регулирование: Учебное. пособие./Чукреев П.А., Корытова Е.В. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.

14.Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.

15.Воловик, Е. Налоговое  обозрение// Финансовая газета. Региональный  выпуск. - №4. – 2009. – С. 5.

16.Ивашевский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 472 с.

17.Информационный отдел.  Международные финансовые и экономические  новости// Журнал «Директор». – №7. – 2007. – С. 54.

18.История экономических  учений: Учеб.-практ. пособие/ Г.А.  Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 130 с.

19.Киреева, Е. Налоговая  система РБ на современном  этапе// Журнал «Директор». – №3. – 2008. – С. 24-25.

20.Киреева, Е. Страны  СНГ «оттачивают» налоги// Журнал  «Директор». - №6. – 2007. – С. 44

21.Макконнелл, К.Р., Брю,  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 972 с.

22.Макроэкономика: Учеб. пособие/ под ред. Л.П. Зеньковой.  – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.

23.Матвеева, Т.Ю. Введение  в макроэкономику: Учеб. пособие.  – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с.

24.Миров, В. Сценарии  экономического «блокбастера»// Журнал  «Директор». - №7. – 2004. – С. 24-25.

25.Современная экономика:  Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под  ред. О.Ю. Мамедова. Ростов н/Д:  Феникс, 2005. – 416 с.

26. Закревская Г. С.   Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.

27. Петрова Г.В. Финансовое  право: учебник / Г.В. Петрова.  – Москва: Велби, 2008

28. Александров И.М.  Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006

29. Нешитой А.С. Бюджетная  система Российской Федерации:  учебник: для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006

30. Бюджетная система  России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и  др.]. – 3-е изд., испр. и доп. –  Москва: Эксмо, 2006

31. Назаров Н. Н. Понятия  «финансовая система» и «бюджетная  система» в теории финансов  //Финансы и кредит. – 2004. – № 19.

Интернет источники:

1. http://www.mabico.ru/lib

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.minfin.ru/

4. http://www.rian.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Закревская Г. С.  Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.

2 См.: Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008. – С. 38.

3 См.: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – С. 145.

4 См: Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006. – С. 156.ф

5 См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 267.

6 См.: Назаров Н. Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов  //Финансы и кредит. – 2004. – № 19. – С. 8.

7 Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006-с 17

Информация о работе Бюджет РФ