Бюджетирование планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить бюджетное планирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Отразить сущность планирования и его значение;

2. Рассмотреть организацию информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии;

3. Рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;

4. Рассмотреть анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование темы

2. Основы планирования и его значение

3. Организация информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии

4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов

5. Анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

Целями бюджетного планирования являются:

1. Планирование и  контроль. Бюджет является воплощением  долгосрочного плана в текущем  периоде. Контроль за результатами  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия осуществляется путем  сопоставления плановых и фактических  результатов деятельности и последующим  их детальным анализом причин  отклонений.

2. Распределение ответственности  - делегирование ответственности  за понесенные издержки, полученные  доходы и прибыль.

3. Оптимизация. Бюджет  обеспечивает наилучшее использование  ограниченных ресурсов.

4. Мотивация персонала.  Бюджет предоставляет сотрудникам  информацию о намеченных целях  в количественном выражении и  обеспечивает возможность оценить  эффективность их работы.[13]

Частными целями бюджетного планирования можно считать:

- максимизация выручки  (дохода);

- минимизация затрат;

- удержание и расширение  рынка сбыта;

- достижение и поддержание  определённых темпов роста экономических  показателей организации;

- технологическое  лидерство в отрасли;

- создание определённого  имиджа организации и др.

Бюджетирование выполняет  следующие основные функции:

1. Функция планирования. Исходя из стратегических целей  предприятия, система бюджетирования  решает задачи распределения  финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении предприятия. Формируется  количественная определенность  выбранным перспективам развития  предприятия, все затраты и  результаты приобретают денежное  выражение.

2. Функция информирования. Формирует основу управленческого  учёта. Позволяет получать точную  информацию: по подразделениям, видам  продукции и т.п. Также позволяет  сравнивать намеченные цели с  действительными результатами работы  предприятия.

3. Функция контроля. Бюджет представляет собой набор  показателей (критериев) которые  должны использоваться при контроле  деятельности предприятия. Также,  бюджетное планирование позволяет  выявить отклонения от плановых  показателей и скорректировать  действия.

4. Просчет различных  вариантов бюджета. Тесно связан  с принятием управленческих решений  и выбором лучшей производственной  программы деятельности предприятия.  Она позволяет ясно представить  взаимосвязь принимаемых решений  и целевых показателей, оценить  их совокупное влияние и вклад  каждого решения в конечный  результат, выявить решения нарушающие  гармонию производственно-хозяйственной  деятельности.

5. Анализ исполнения  бюджета. Выявленные отклонения  важно изучить и соотнести  с центрами финансовой ответственности.  Анализ исполнения бюджетов может  осуществляться на разных уровнях,  в зависимости от сроков и  решаемых на каждом уровне  разных задач, что определяет  степень сложности реализации  методов анализа. Анализ исполнения  бюджетов способствует принятию  обоснованных корректирующих решений. [9]

Бюджеты должны постоянно  пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.

Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого-либо экономического инструмента, в том  числе и бюджетного планирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование  в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:

- принцип полноты  - состоит в том, что разработка  плана бюджета должна охватывать  все стороны деятельности и  все подразделения предприятия.  На предприятии могут разрабатываться  разные виды бюджетов. В зависимости  от объекта охвата это могут  быть общий (сводный) бюджет  предприятия и функциональные  бюджеты отдельных его подразделений.  Кроме того, в зависимости от  периода бюджетирования выделяют  стратегические (несколько лет), тактические  (квартал - год) и оперативные  (до 1 месяца) бюджеты.

- принцип реальности, который выходит из необходимости  приоритета реализации продукции  над ее производством и учета  ограниченности ресурсов, которые  есть в распоряжении предприятия;

- принцип интегрированности,  который предопределяется потребностями  тесной взаимосвязи (как горизонтально,  так и вертикально) между разными  видами и уровнями бюджетов. Выполнение  этого принципа означает: при  разработке плана бюджетов низшего  уровня (например, бюджеты отдельных  подразделений предприятия) обязательно  учитываются задачи, предусмотренные  бюджетом высшего уровня (бюджет  предприятия). Аналогично и во  временном плане разработка краткосрочных  (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных  более долгосрочными (стратегическими)  бюджетами;

- принцип гибкости, который допускает при разработке  и выполнении бюджетов возможность  их корректирования при изменении  внутренних или внешних условий  деятельности предприятия - важным  для процесса бюджетного планирования  есть принцип экономичности, поскольку  между результатами самого планирования  и затратами денег и времени  на его осуществление должно  быть рациональное соотношение.[3]

Можно рассмотреть  примерную систему бюджетного планирования на одном из предприятий: предприятие  разрабатывает план на прогнозируемый период под свои цели. Этот план охватывает все хозяйственные операции: комплекс маркетинговых мероприятий, ремонт производственных линий, продажу продукции, выплату заработанной платы и  т. д. Через финансовую структуру  эти планы трансформируются в  статьи, которые консолидируются, и  в итоге получаются три консолидированных  бюджета: движения денежных средств (БДДС), доходов и расходов (БДР), баланса.

Далее проводится финансово-экономический  анализ будущего состояния компании: что будет с компанией: что  будет с ней вследствие проведения тех или иных мероприятий, в какой  мере разработанные бюджеты ведут  к достижению целей компании. Понятно, что каждое подразделение, составляя  свой план, не всегда четко представляет себе как это отразится на итоговых показателях деятельности компании. Для этого необходима консолидация данных, после чего появляется возможность  проведения целостного финансово-экономического анализа, факторного анализа и выбора оптимального плана мероприятий. Скорее всего, этот цикл необходимо будет повторить  несколько раз для того, чтобы  выбрать приемлемую величину итоговых показателей. В это момент компания еще не тратит ресурсы, она просто планирует, моделирует свою деятельность. Компании необходимо выбрать оптимальный  план действий, но с учетом ограничений. Процесс планирования «прокручивается» несколько раз, сравнивая различные  сценарии развития. И только после  этого выбирается наилучший вариант  действий, итоговый бюджет утверждается генеральным директором или бюджетным  комитетом и становится директивным  и обязательным для выполнения.

В компании должен быть разработан регламент бюджетного планирования, т. е. документально закрепленный порядок  формирования бюджетов, в частности  этапов подготовки, согласования и  утверждения. Регламент описывает  один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной  стороны, установкой целевых показателей  на оперативный период, с другой стороны - анализом уже достигнутых  показателей.[13]

 

3. Организация информационных  потоков в процессе бюджетирования  на предприятии

Внедрение и поддержание  системы бюджетирования в организации  невозможны без передачи сведений от одного подразделения к другому.

Существует классическая схема передачи информации:

· вертикальный (передача информации между уровнями управления) информационный уровень (конкретизация  информации 30-40%);

· горизонтальный (передача информации в пределах одного уровня) информационный уровень (конкретизация  информации 70-80%).

В системе бюджетирования доминируют вертикальные информационные потоки. Управляющие высшего уровня в организации для подготовки бюджетов не владеют информацией, которая  известна лишь менеджерам низкого уровня и специалистам (такой, как перспективы  сбыта продукции, возможность закупки  сырья, нормы затрат на изготовление единицы продукции, потребность  в оборудовании). Для передачи данной информации необходимо, чтобы был  построен информационный поток по принципу «снизу вверх». Руководство располагает  информацией о положении организации, ее потенциалах и перспективах. Для  передачи таких сведений, включая  формы бюджетов и методики их разработки, информационные потоки должны строиться  по принципу «сверху вниз».[2]

Принцип «снизу вверх» предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил  и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных  единиц. Кроме того, довольно часто  представленные “снизу” показатели сильно изменяются руководителями в  процессе утверждения бюджета, что  в случае необоснованности решения  или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию  подчиненных. В дальнейшем такая  ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего  уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.[11]

Этот подход широко распространен в России ввиду  как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания  руководства заниматься планированием.

Принцип «сверху вниз»  требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый  период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет  задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

При вертикальной передаче информации “снизу-вверх” информация сжимается, от уровня к уровню, она  претерпевает изменения и потери. При большом количестве уровней  передачи, первоначальная информация может полностью измениться.

Изменения вызваны  необходимостью уплотнения и обработки  информации, но при отсутствии единой внутрифирменной методики обработки  и проверки достоверности полученной информации, наверх поступает совсем не та информация, которая необходима. А при передаче информации “сверху-вниз”  информация дополняется, расширяется  и также подвергается обработке  в виде выделения существенных потоков  для пользователей. При этом она  приобретает избыточность, что также  не способствует выработке правильных управленческих решений.

Поэтому, как правило, применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих  вариантов. Вопрос лишь в том, какой  подход преобладает.

При сборе исходной информации предусматривается ответственность  структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимоувязки необходимых показателей.

4. Основные этапы  бюджетного планирования. Формы  и виды бюджетов

Бюджет предприятия  всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор  продолжительности бюджетного периода  является важным фактором эффективности  бюджетного планирования предприятия.

В целом бюджетный  процесс можно разделить на три  этапа:

1) Бюджетное планирование;

2) Утверждение бюджета;

3) Анализ исполнения  бюджета по итогам истекшего  года.

При бюджетном планировании особое внимание уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и  кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал  коммерческой организации на основе анализа рациональности использования  активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета  корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

На этом этапе требуется  работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических  служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные  задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения  и пр.

Можно выделить следующие  основные этапы бюджетного планирования:

Информация о работе Бюджетирование планирование