Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа
Цель данной работы изучить бюджетное планирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Отразить сущность планирования и его значение;
2. Рассмотреть организацию информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии;
3. Рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;
4. Рассмотреть анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия
Введение
1. Теоретическое обоснование темы
2. Основы планирования и его значение
3. Организация информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии
4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов
5. Анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Целями бюджетного планирования являются:
1. Планирование и
контроль. Бюджет является воплощением
долгосрочного плана в текущем
периоде. Контроль за
2. Распределение ответственности - делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация. Бюджет
обеспечивает наилучшее
4. Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет
Частными целями бюджетного планирования можно считать:
- максимизация выручки (дохода);
- минимизация затрат;
- удержание и расширение рынка сбыта;
- достижение и поддержание
определённых темпов роста
- технологическое лидерство в отрасли;
- создание определённого имиджа организации и др.
Бюджетирование выполняет следующие основные функции:
1. Функция планирования.
Исходя из стратегических
2. Функция информирования.
Формирует основу
3. Функция контроля.
Бюджет представляет собой
4. Просчет различных
вариантов бюджета. Тесно
5. Анализ исполнения
бюджета. Выявленные
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого-либо экономического инструмента, в том числе и бюджетного планирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:
- принцип полноты
- состоит в том, что разработка
плана бюджета должна
- принцип реальности,
который выходит из
- принцип интегрированности,
который предопределяется
- принцип гибкости,
который допускает при
Можно рассмотреть примерную систему бюджетного планирования на одном из предприятий: предприятие разрабатывает план на прогнозируемый период под свои цели. Этот план охватывает все хозяйственные операции: комплекс маркетинговых мероприятий, ремонт производственных линий, продажу продукции, выплату заработанной платы и т. д. Через финансовую структуру эти планы трансформируются в статьи, которые консолидируются, и в итоге получаются три консолидированных бюджета: движения денежных средств (БДДС), доходов и расходов (БДР), баланса.
Далее проводится финансово-экономический анализ будущего состояния компании: что будет с компанией: что будет с ней вследствие проведения тех или иных мероприятий, в какой мере разработанные бюджеты ведут к достижению целей компании. Понятно, что каждое подразделение, составляя свой план, не всегда четко представляет себе как это отразится на итоговых показателях деятельности компании. Для этого необходима консолидация данных, после чего появляется возможность проведения целостного финансово-экономического анализа, факторного анализа и выбора оптимального плана мероприятий. Скорее всего, этот цикл необходимо будет повторить несколько раз для того, чтобы выбрать приемлемую величину итоговых показателей. В это момент компания еще не тратит ресурсы, она просто планирует, моделирует свою деятельность. Компании необходимо выбрать оптимальный план действий, но с учетом ограничений. Процесс планирования «прокручивается» несколько раз, сравнивая различные сценарии развития. И только после этого выбирается наилучший вариант действий, итоговый бюджет утверждается генеральным директором или бюджетным комитетом и становится директивным и обязательным для выполнения.
В компании должен быть разработан регламент бюджетного планирования, т. е. документально закрепленный порядок формирования бюджетов, в частности этапов подготовки, согласования и утверждения. Регламент описывает один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной стороны, установкой целевых показателей на оперативный период, с другой стороны - анализом уже достигнутых показателей.[13]
3. Организация информационных
потоков в процессе
Внедрение и поддержание системы бюджетирования в организации невозможны без передачи сведений от одного подразделения к другому.
Существует классическая схема передачи информации:
· вертикальный (передача информации между уровнями управления) информационный уровень (конкретизация информации 30-40%);
· горизонтальный (передача информации в пределах одного уровня) информационный уровень (конкретизация информации 70-80%).
В системе бюджетирования
доминируют вертикальные информационные
потоки. Управляющие высшего уровня
в организации для подготовки
бюджетов не владеют информацией, которая
известна лишь менеджерам низкого уровня
и специалистам (такой, как перспективы
сбыта продукции, возможность закупки
сырья, нормы затрат на изготовление
единицы продукции, потребность
в оборудовании). Для передачи данной
информации необходимо, чтобы был
построен информационный поток по принципу
«снизу вверх». Руководство располагает
информацией о положении
Принцип «снизу вверх»
предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня
и далее к руководству
Этот подход широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием.
Принцип «сверху вниз»
требует от руководства компании
четкого понимания основных особенностей
организации и способности
При вертикальной передаче информации “снизу-вверх” информация сжимается, от уровня к уровню, она претерпевает изменения и потери. При большом количестве уровней передачи, первоначальная информация может полностью измениться.
Изменения вызваны необходимостью уплотнения и обработки информации, но при отсутствии единой внутрифирменной методики обработки и проверки достоверности полученной информации, наверх поступает совсем не та информация, которая необходима. А при передаче информации “сверху-вниз” информация дополняется, расширяется и также подвергается обработке в виде выделения существенных потоков для пользователей. При этом она приобретает избыточность, что также не способствует выработке правильных управленческих решений.
Поэтому, как правило,
применяются смешанные
При сборе исходной
информации предусматривается
4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
В целом бюджетный процесс можно разделить на три этапа:
1) Бюджетное планирование;
2) Утверждение бюджета;
3) Анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года.
При бюджетном планировании
особое внимание уделяется оценке выполнения
планов прибыли и рентабельности.
Такая оценка основывается на тщательной
разработке состава затрат, включаемых
в себестоимость продукции. На этом
этапе оценивается
На этом этапе требуется
работа большого числа задействованного
рядового персонала планово-
Можно выделить следующие основные этапы бюджетного планирования: