Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа
Цель данной работы изучить бюджетное планирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Отразить сущность планирования и его значение;
2. Рассмотреть организацию информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии;
3. Рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;
4. Рассмотреть анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия
Введение
1. Теоретическое обоснование темы
2. Основы планирования и его значение
3. Организация информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии
4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов
5. Анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия
Заключение
Список используемой литературы
5. Анализ отклонений
от плана как средство
Отклонениями принято называть разницу между бюджетными и фактическими показателями. Для своевременного выявления отклонений и соответствующего реагирования на них осуществляется бюджетный контроль.[8]
Бюджетный контроль -
процесс сопоставления
Различают отклонения между фактическими показателями и бюджетными гибкого бюджета (за счет затрат и цены) и статичного бюджета (за счет изменения объема продаж). При этом существуют два показателя эффективность и результативность.
Эффективность характеризует взаимосвязь между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами, а результативность это мера достижения поставленной цели. Анализ отклонений делается по статьям затрат для того чтобы выявить за счет чего были получено отклонение.[8]
Сравнивая фактические результаты с плановыми данными бюджетов, можно установить, какие расходы значительно отличаются от плановых и требуют тщательного анализа, при этом целесообразно использовать метод управления по отклонениям.
Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета возможны лишь при эффективной организации системы управления бюджетированием.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице-президент по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Также может быть создан комитет по бюджету.
Комитет по бюджету - это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Комитет по бюджету - это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании.[6]
Все разнообразие методов выявления отклонений можно свести к двум основным: методу документирования и расчетному методу.
Метод первичного документирования отклонений отличается простотой и универсальностью. Он позволяет выявить абсолютную величину отклонений по количеству расхода до начала или в момент совершения хозяйственных операций. В большинстве случаев он требует предварительного разрешения допуска отклонений у вышестоящего уровня управления и тем самым обеспечивает усиление контроля за использованием ресурсов.
Расчетный метод требует аналитического подхода к определению величины и причин образования отклонений. Его преимущества -- в возможности более разнообразного применения, в том числе для нахождения отклонений, которые невозможно документировать. Отклонения от нормативных смет расходов на организацию, обслуживание производства и управление можно выявить только расчетным методом.
При учете отклонений от норм по сырью и материалам, прежде всего, устанавливается единая для организации номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается система их цифрового обозначения.
Основными методами выявления отклонений являются:
· сигнальное документирование
(применяют при вынужденной
· учет партионного и непрерывного раскроя материала (в учетных картах, открываемых на каждую партию материала, записывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок, сделанных из этой партии, количество полученных отходов и неиспользованного материала, при сопоставлении количества фактически израсходованных материалов с расходом по нормам устанавливается экономия или перерасход);
· инвентарный метод (требует инвентаризации остатков неизрасходованных материалов или заготовок в цеховых кладовых и на рабочих местах на дату выявления отклонений, при этом из общей суммы отклонений исключаются нормативные затраты на окончательно забракованные детали и изделия и отклонения вследствие замены материалов).[1]
Возможными причинами
отклонений являются: замена одного вида
сырья другим, нарушение стандартов
поставляемых материалов, прямой перерасход,
связанный с нарушениями
При учете отклонений затрат на оплату труда применяют те же методы, что и при учете сырья и материалов: метод сигнального документирования, инвентарный метод.
Возможные причины отклонений возникают при повышении нормативной ставки, не вошедшей в норму, несоответствии разряда работы и разряда рабочего, выполняющего эту работу, превышении уровня премий, не учтенных в нормативной ставке, различного рода доплат к нормативным расценкам, вызванных отклонениями от технологического процесса, недостатками в организации производства и управления.
Отклонения по труду могут контролироваться руководителями цехов, подразделений, но большая их часть выходит из-под контроля менеджеров низшего и среднего уровней.
Отклонения по накладным расходам рассматривают с позиций соответствия фактических производственных накладных затрат их сумме, распределенной на виды изделий по заранее установленным нормам поглощения. При этом накладные расходы делят на постоянные и переменные составляющие.[1]
Заключение
Роль системы управленческого
учета и бюджетирования состоит
в том, чтобы представить всю
финансовую информацию, показать движение
средств, финансовых ресурсов, счетов
и активов предприятия в
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
Благодаря внедрению
бюджетного планирования руководители
организаций имеют возможность
определять приоритеты платежей; отслеживать
и контролировать финансовые результаты
деятельности компании в целом и
по отдельным центрам
Жизнедеятельность фирмы
невозможна без планирования, "слепое"
стремление к получению прибыли
приведет к быстрому краху. При создании
любого предприятия необходимо определить
цели и задачи его деятельности,
что и обуславливает
В настоящее время
бюджетное планирование является одним
из основополагающих направлений, которые
необходимо знать любому менеджеру.
Процесс бюджетирования включает в
себя ряд важных операций: планирование
издержек, планирование производства,
планирование сбыта и финансовое
планирование (планирование прибыли).
Бюджетирование (бюджетное планирование)
позволяет предпринимателю так
спланировать деятельность фирмы, чтобы
обеспечить получение фирмой максимально
возможной прибыли с
Система бюджетов позволяет получать полную информацию о необходимых финансовых и материальных ресурсах, позволяет заранее предсказать периоды с их дефицитом и принять соответствующие меры (сдвиг платежей во времени на более поздние сроки, взятие кредитов, увеличение объема продаж и т.д.). Планирование необходимо, чтобы избежать банкротства.
В заключение, нужно отметить, что бюджетирование (бюджетное планирование и контроль), как инструментарий управленческого учета способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность компании за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышение качества бизнес процессов, и достижение стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.
Список используемой литературы
1. Батрин Ю.Д., Фомин
П.А. Особенности управления
2. Волкова О.Н. Управленческий учет. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. Данилова Н. Ф. Управленческий учет - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
4. Карпова, Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов / Т.П. Карпова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 350 с.
5. Керимов, В.Э. Управленческий учет: учебник / В.Э. Керимов. - М.: «Маркетинг», 2004. - 268 с.
6. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 124.
7. Кукукина, И.Г. Управленческий учет: учеб. пособ. / И.Г. Кукукина. - М.: ФиС, 2007. - 400 с.: ил.
8. Левчаев П.А. Финансовые
ресурсы предприятия: теория и
методология системного
9. Понкрашева А.А.
Курс лекций по
10. «Справочник экономиста» №3 2010г.
11. Управленческий учет / под. ред. Шеремет А.Д. - М.: ФБК-Пресс, 2009.
12. Шава О. Бюджетное
планирование как способ
13. Яковлев А.Б. Управленческий учет. - М.: Март, 2009.