Бюджетирование планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить бюджетное планирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Отразить сущность планирования и его значение;

2. Рассмотреть организацию информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии;

3. Рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;

4. Рассмотреть анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование темы

2. Основы планирования и его значение

3. Организация информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии

4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов

5. Анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

5. Анализ отклонений  от плана как средство управления  финансами предприятия

Отклонениями принято  называть разницу между бюджетными и фактическими показателями. Для  своевременного выявления отклонений и соответствующего реагирования на них осуществляется бюджетный контроль.[8]

Бюджетный контроль - процесс сопоставления фактических  результатов с бюджетными, анализа  отклонений и внесения необходимых  корректив. Бюджетный контроль осуществляется бухгалтером аналитиком, который  указывает в специальном отчете о выполнении бюджета отклонения в текущем периоде, с начала года, тенденцию отклонения, существенность его и свой комментарий и передает менеджеру для принятия корректирующего  решения. Если отклонения существенны, то запрашиваются и анализируются  дополнительные отчеты с выявлением причин отклонений. Отклонения могут  быть за счет планирования (связаны  с ошибками в расчетах при калькулировании  себестоимости и цен) или за счет деятельности (в результате действий персонала, колебания спроса, цен).

Различают отклонения между фактическими показателями и  бюджетными гибкого бюджета (за счет затрат и цены) и статичного бюджета (за счет изменения объема продаж). При  этом существуют два показателя эффективность  и результативность.

Эффективность характеризует  взаимосвязь между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами, а результативность это мера достижения поставленной цели. Анализ отклонений делается по статьям затрат для того чтобы выявить за счет чего были получено отклонение.[8]

Сравнивая фактические  результаты с плановыми данными  бюджетов, можно установить, какие  расходы значительно отличаются от плановых и требуют тщательного  анализа, при этом целесообразно  использовать метод управления по отклонениям.

Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета  возможны лишь при эффективной организации  системы управления бюджетированием.

Управление бюджетированием  начинается с назначения директора  по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных  форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице-президент  по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Также может быть создан комитет по бюджету.

Комитет по бюджету - это составленная из руководителей  верхнего звена консультативная  группа, которая может включать и  внешних консультантов. Комитет  по бюджету - это постоянно действующий  орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает  разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании.[6]

Все разнообразие методов  выявления отклонений можно свести к двум основным: методу документирования и расчетному методу.

Метод первичного документирования отклонений отличается простотой и  универсальностью. Он позволяет выявить  абсолютную величину отклонений по количеству расхода до начала или в момент совершения хозяйственных операций. В большинстве случаев он требует  предварительного разрешения допуска  отклонений у вышестоящего уровня управления и тем самым обеспечивает усиление контроля за использованием ресурсов.

Расчетный метод требует  аналитического подхода к определению  величины и причин образования отклонений. Его преимущества -- в возможности  более разнообразного применения, в  том числе для нахождения отклонений, которые невозможно документировать. Отклонения от нормативных смет расходов на организацию, обслуживание производства и управление можно выявить только расчетным методом.

При учете отклонений от норм по сырью и материалам, прежде всего, устанавливается единая для  организации номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается  система их цифрового обозначения.

Основными методами выявления  отклонений являются:

· сигнальное документирование (применяют при вынужденной замене материалов и отпуске сверх лимитов  штучных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, выписывают специальный документ, имеющий особое обозначение (полоску по диагонали, другой цвет), в котором указывают  причину и виновника отклонений, а в некоторых случаях приводят расчет отклонений);

· учет партионного  и непрерывного раскроя материала (в учетных картах, открываемых  на каждую партию материала, записывают количество материала, поданного к  рабочему месту, количество заготовок, сделанных из этой партии, количество полученных отходов и неиспользованного  материала, при сопоставлении количества фактически израсходованных материалов с расходом по нормам устанавливается  экономия или перерасход);

· инвентарный метод (требует инвентаризации остатков неизрасходованных  материалов или заготовок в цеховых  кладовых и на рабочих местах на дату выявления отклонений, при этом из общей суммы отклонений исключаются  нормативные затраты на окончательно забракованные детали и изделия  и отклонения вследствие замены материалов).[1]

Возможными причинами  отклонений являются: замена одного вида сырья другим, нарушение стандартов поставляемых материалов, прямой перерасход, связанный с нарушениями технологии, неправильным или нерациональным раскроем, кражи, порча и т.д.

При учете отклонений затрат на оплату труда применяют  те же методы, что и при учете  сырья и материалов: метод сигнального  документирования, инвентарный метод.

Возможные причины  отклонений возникают при повышении  нормативной ставки, не вошедшей в  норму, несоответствии разряда работы и разряда рабочего, выполняющего эту работу, превышении уровня премий, не учтенных в нормативной ставке, различного рода доплат к нормативным  расценкам, вызванных отклонениями от технологического процесса, недостатками в организации производства и  управления.

Отклонения по труду  могут контролироваться руководителями цехов, подразделений, но большая их часть выходит из-под контроля менеджеров низшего и среднего уровней.

Отклонения по накладным  расходам рассматривают с позиций  соответствия фактических производственных накладных затрат их сумме, распределенной на виды изделий по заранее установленным  нормам поглощения. При этом накладные  расходы делят на постоянные и  переменные составляющие.[1]

 

Заключение

Роль системы управленческого  учета и бюджетирования состоит  в том, чтобы представить всю  финансовую информацию, показать движение средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально  универсальной и сопоставимой форме, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом виде для принятия эффективных  управленческих решений.

Существует много  разновидностей бюджетов, применяемых  в зависимости от структуры и  размера организации, распределения  полномочий, особенностей деятельности и т.п.

Благодаря внедрению  бюджетного планирования руководители организаций имеют возможность  определять приоритеты платежей; отслеживать  и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и  по отдельным центрам ответственности; планировать движение денежных средств  и движение товароматериальных ценностей; планировать доходы и расходы  компании. Организация получает возможность  осмысленно двигаться к поставленным целям.

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли  приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное планирование и бюджетирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают  большую детализацию и конкретику.

В настоящее время  бюджетное планирование является одним  из основополагающих направлений, которые  необходимо знать любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в  себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Бюджетирование (бюджетное планирование) позволяет предпринимателю так  спланировать деятельность фирмы, чтобы  обеспечить получение фирмой максимально  возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано  с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное бюджетирование позволит свести риск к минимуму.

Система бюджетов позволяет  получать полную информацию о необходимых  финансовых и материальных ресурсах, позволяет заранее предсказать  периоды с их дефицитом и принять  соответствующие меры (сдвиг платежей во времени на более поздние сроки, взятие кредитов, увеличение объема продаж и т.д.). Планирование необходимо, чтобы  избежать банкротства.

В заключение, нужно  отметить, что бюджетирование (бюджетное  планирование и контроль), как инструментарий управленческого учета способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность  компании за счет поддержания функции  лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышение качества бизнес процессов, и достижение стратегических целей  исходя из ограниченного набора средств  и ресурсов.

 

Список используемой литературы

1. Батрин Ю.Д., Фомин  П.А. Особенности управления финансовыми  ресурсами промышленных предприятий.  Монография. М:Высшая школа, 2006г.

2. Волкова О.Н. Управленческий  учет. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Данилова Н. Ф.  Управленческий учет - М.: Издательство  «Экзамен», 2008.

4. Карпова, Т.П. Управленческий  учет: учебник для вузов / Т.П.  Карпова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 350 с.

5. Керимов, В.Э. Управленческий  учет: учебник / В.Э. Керимов. - М.: «Маркетинг», 2004. - 268 с.

6. Кондратова И.Г.  Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 124.

7. Кукукина, И.Г. Управленческий  учет: учеб. пособ. / И.Г. Кукукина. - М.: ФиС, 2007. - 400 с.: ил.

8. Левчаев П.А. Финансовые  ресурсы предприятия: теория и  методология системного подхода. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2009. - 104с.

9. Понкрашева А.А.  Курс лекций по управленческому  учету. -М., 2006.

10. «Справочник экономиста»  №3 2010г.

11. Управленческий  учет / под. ред. Шеремет А.Д. - М.: ФБК-Пресс, 2009.

12. Шава О. Бюджетное  планирование как способ управления  предприятием (http:www.intalev.spb.ru/?id=22395)

13. Яковлев А.Б. Управленческий  учет. - М.: Март, 2009.

Информация о работе Бюджетирование планирование