Бюджетирование, система бюджетирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности.
Сущность и функции бюджетирования……………………………………..5
Виды бюджетов и их цели…………………………………………………....8
Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера…..13
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии.
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия……………………….…16
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятия…………………..…..18
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием…………..21
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Капри".
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия……………..24
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия………………………..…27
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса…………………………………………….…39
Заключение …………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

курс. бюджетир.doc

— 410.00 Кб (Скачать документ)
 

     По  данным таблицы видно, что сумма  прибыли до налогообложения увеличилась  в отчетном году на 1315 тыс. руб., что  составило 51,8%. Это привело к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении ООО "Капри".

     В динамике финансовых результатов можно  отметить следующие положительные  изменения. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль  до налогообложения. Прирост общей  суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 1147 тыс. руб., или на 31,8%, а также сокращением прочих операционных расходов на 66 тыс. руб., или на 4%, и внереализационных расходов на 438 тыс. руб., или на 13,7%. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. На конец года сравнению с началом произошло сокращение прочих операционных доходов на 24 тыс. руб., или на 2%, и внереализационных доходов на 312 тыс. руб., или на 12,2%.

     Далее произведем рассмотрение показателей  рентабельности, таблица 3.2. 

     Таблица 3.2

     Динамика  коэффициентов рентабельности ООО "Капри"

Показатели В 2009 году В 2010 году Изменение (+,-)
Исходные  данные, млн.руб.
1. Выручка  (нетто) от продажи продукции 25 852 34 374 8522
2. Полная  себестоимость реализованной продукции 22 248 29 623 7375
3. Прибыль  от продажи продукции 3604 4751 1147
4. Прибыль  до налогообложения 2540 3855 1315
5. Чистая  прибыль 1694 2659 965
Коэффициенты  рентабельности
6. Рентабельность  затрат, % 16,20 16,04 -0,16
7. Рентабельность продаж по налогооблагаемой прибыли, % 9,825 11,215 1,39
8. Рентабельность  продаж по прибыли от продажи, % 13,94 13,82 -0,12
9. Рентабельность  продаж по чистой прибыли, % 6,55 7,74 1,19
10. Рентабельность  имущества, % 10,82 12,45 1,63
11. Рентабельность  собственного капитала, % 13,55 15,61 2,06
 

     В целом по предприятию наблюдается  улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных  в активы, предприятие получило в  отчетном году прибыли больше, чем  в предыдущем периоде.

     Если  раньше каждый вложенный в имущество  рубль приносил почти 11 коп. прибыли, то теперь - 12,5 коп.

     Рентабельность  собственного капитала повысилась за отчетный период на 2,06 процентных пункта. Также возросла рентабельность продаж по чистой прибыли. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы роста прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Увеличение рентабельности продаж может означать повышение спроса на продукцию, улучшение ее конкурентоспособности.

     3.2 Оценка системы  бюджетирования предприятия.

 

     Представим  процедуру составления бюджетов для ООО "Капри". Общий бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджета. Основная деятельность предприятия – ресторанный бизнес. Исходя из этого, операционный бюджет представлен бюджетами закупки товаров, продаж и издержек обращения. Целью составления операционного бюджета является формирование отчета о прибылях и убытках. Определение целевого объема и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки, проекта сводного бюджета) - это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно. Сначала составляется прогноз продаж (табл. 3.3). .Бюджет продаж - отправная точка в системе бюджетирования, так как план продаж (в прежней терминологии - план реализации продукции, план заказов, план поставок и т.п.) влияет практически на все остальные бюджеты предприятия (на все планы хозяйственной деятельности фирмы). 

     Таблица 3.3

     Бюджет  продаж ООО "Капри" на 2010 год

Показатели В 2009 году Прогноз на 2010 год Изменение
Всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал тыс. руб. %
1. Выручка  (нетто) от продажи товаров,  продукции, работ, услуг, всего 34 374 46 405 11601,2 11601,2 11601,2 11601,2 12 031 135
В том  числе:                
от  продаж блюд 27155 37588 9165 9165 9165 9165 10 433 138
от  услуг по проведению праздничных  мероприятий 3781 4641 1276 1276 1276 1276 859 123
от  выездных мероприятий 3 437 4 176 1 160 1 160 1 160 1 160 739 122
 

     В 2009 году выручка от продаж продукции ресторана всего, составила 34374 тыс. рублей. На 2010 год планируется реализовать продукции и оказать услуг на общую сумму 46405 тыс. рублей, что на 135% или 12031 тыс. рублей больше чем в 2009 году.

     Основным  источником дохода организации являются продажи блюд. В 2010 году рост продаж планируется в размере 138% или 10433 тыс. руб. Рост объемов услуг по проведению праздничных мероприятий планируется увеличить на 123% или 859 рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы от выездных услуг в 2010 году запланированы на уровне 4176 тыс. рулей, что на 122% больше чем в 2009 году.

     В целом рост доходов ООО "Капри" в 2010 году планируется в размере 135%. Далее произведем расчет ожидаемых денежных поступлений в 2010 году. Для этого рассмотрим бюджет поступлений денежных средств.

     Особенностью  работы ООО "Капри" со своими дебиторами заключается в том, что рассрочка по оплате произведенных блюд и оказанных услуг предоставляется на срок не более 3 недель. 

 

      Таблица 3.4

     Бюджет  поступлений денежных средств в  ООО "Капри" в 2010 году

Показатели В 2009 году Прогноз на 2010 год Изменение
Всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал тыс. руб. %
1. Выручка  (нетто) от продажи товаров,  продукции, работ, услуг, всего 34374 46 405 11601,2 11601,2 11601,2 11601,2 12 031 135
2. Поступления  денежных средств, всего 34374 43285 9090 8873 12336 12986 0 135
3. Дебиторская  задолженность 7032 10 152 4269 4486 9053 10252 3120 144
 

     Как видно из таблицы 3.4 сумма поступлений денежных средств ниже, чем выручка. Это объясняется в первую очередь тем, что покупатели имеющие отсрочку платежа оплачивают за продукцию позже, когда как продукция уже продана. В 2010 году ожидается рост дебиторской задолженности на 144% или 3120 тыс. рублей. Рост дебиторской задолженности не является положительным фактором, так как на время отвлекает средства из оборота фирмы, однако при росте объемов продаж и с учетом современного развития системы коммерческого кредитования увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о росте объемов продаж. В целом организация планирует получить денежных средств в 2010 году в размере 43285 тыс. рублей. Поступление денежных средств по кварталам не равномерно, и имеет тенденцию к увеличению, что объясняется в первую очередь снижением спроса на продукцию и услуги в начале года.

     Осуществляя ресторанную деятельность ООО "Капри" имеет партнерские отношения с большим количеством клиентов.

     Для увеличения объемов продаж продукции  организация использует систему коммерческого кредитования, поэтому динамика дебиторской задолженности имеет большое значение в эффективном управлении компанией. Рассмотрим бюджет движения дебиторской задолженности (табл.3.5). 

     Таблица 3.5

     Бюджет  дебиторской задолженности ООО "Капри" на 2010 год

Дебиторская задолженность Остаток на начало года Поступление Выбытие Остаток на конец  года
7032 4321 1201 10 152
1 квартал
7032 265 3028 4269
2 квартал
4269 929 712 4486
3 квартал
4486 5590 1023 9053
4 квартал
9053 1300 201 10152
 

     В 2010 году дебиторская задолженность составит 10152 тыс. руб. Если рассматривать поквартальное движение дебиторской задолженности видно, что в начале года ее размер уменьшается, а к концу года увеличивается, что обусловлено сезонностью спроса на продукцию и услуги предприятия.

     Рост  дебиторской задолженности является негативным фактором, но его негативное влиянием организация может сглаживать увеличивая свою кредиторскую задолженность  перед поставщиками. У организации  имеются резервы роста кредиторской задолженности, что будет подробно рассмотрено при анализе бюджета кредиторской задолженности.

     Основой деятельности ресторана являются запасы продукции. В бюджетировании планирование запасов осуществляется с помощью  бюджета закупок. Произведем его рассмотрение, табл. 3.5

     Потребность в запасах напрямую зависит от объема продаж. Рост объемов продаж в ООО "Капри" запланирован в размере 138% (табл. 3.5). Для выполнения плана по продажам предприятие должно запланировать рост объема товарных запасов.

     Определить объем товарных запасов можно с помощью следующей формулы: 

     Товарные  запасы план = (∆Vвыр*Vтзп)+(Vтзп*10%), (3.1) 

     где:

  • ∆Vвыр – темп прироста выручки, %
  • Vтзп – объем товарных запасов;
  • (Vтзп*10%) – гарантированный запас.

     По  данным бухгалтерского баланса товарные запасы на конец 2009 года составляют 9394 (без НДС) тыс. рублей.

     Товарные запасы в плановом 2010 году составят: 

     ТЗ  план = (9394 * 138%)+(9394*10%) = 13898 тыс. рублей 

     Кроме того при планировании запасов, должно быть учтено изменение спроса в течении года. Произведем расчеты в табл. 3.6 

     Таблица 3.6

     Бюджет  закупок ООО "Капри" на 2010 год

Товарные  запасы Остаток на начало года Поступление Выбытие Остаток на конец  года
9394 4708 204 13898
1 квартал
9394 690 4680 5404
2 квартал
5404 3278 5730 2952
3 квартал
2952 12980 6930 9002
4 квартал
9002 14402 9506 13898
Итого 31350 26846  

Информация о работе Бюджетирование, система бюджетирования на предприятии