Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:55, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 2
Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства 3
Задачи и функции бюджетной политики 7
Основные проблемы и вызовы бюджетной политики 10
Основные цели бюджетной политики на ближайшие годы 12
Заключение 14
Список литературы 17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства 3
Задачи и функции бюджетной политики 7
Основные проблемы и вызовы бюджетной политики 10
Основные цели бюджетной политики на ближайшие годы 12
Заключение 14
Список литературы
17
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
В совокупности стратегических
и тактических целей
В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны распределение прав и обязанностей в области налогообложения, расходования средств и экономического регулирования между различными уровнями государственной власти и муниципального управления находятся в неравномерной динамике при постоянно меняющихся условиях, факторах и субъектах. При осуществлении реформ необходим эволюционный подход к научному анализу бюджетного процесса – составлению и утверждению бюджетов, распределению доходных источников, расходных полномочий и перераспределению финансовой помощи между бюджетами разных уровней, организации казначейского исполнения бюджета и контроля за его исполнением.
1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства.
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
Рассматривать бюджет
в качестве финансовой, а соответственно,
и экономической категории
Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения".
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Бюджет играет важную
экономическую, социальную и политическую
роль в воспроизводственном
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
1. Федеральный бюджет
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные
доходы бюджета превышают расходы
бюджета, то это называется бюджетный
профици́т (или профицит бюджета). Если
запланированные расходы
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:
распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
формирования
формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.
Таким образом, государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
2. Задачи и функции бюджетной политики.
Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило:
концентрация
снижение налоговой нагрузки на экономику;
упорядочивание
создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика
является ядром экономической политики
государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с
Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая - контрольная
функция позволяет узнать, как
фактически складываются пропорции
в распределении бюджетных
Для осуществления
функций государство
В зависимости от
экономического содержания разных групп
бюджетных отношений в
- механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
- механизм
расходования бюджетных
- механизм межбюджетного
распределения и