Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:55, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 2
Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства 3
Задачи и функции бюджетной политики 7
Основные проблемы и вызовы бюджетной политики 10
Основные цели бюджетной политики на ближайшие годы 12
Заключение 14
Список литературы 17
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки :
- бюджетное планирование;
- бюджетное прогнозирование;
- бюджетный контроль и т.д.
Таким образом, функционирование
государственного бюджетной политики
происходит посредством особых экономических
форм, отражающих отдельные этапы перераспределения
- доходов и расходов бюджета. Эти экономические
категории различны по своим функциональным
характеристикам и будут рассмотрены
в соответствующих разделах учебного
пособия.
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.
Многие
элементы государственной политики,
в том числе в бюджетной
и налоговой сферах, пока не в
полной мере настроены на стимулирование
инновационного развития страны. Не завершено
формирование условий для модернизации
экономики и изменения модели экономического
роста. Для бюджетной системы страны сохраняются
риски, обусловленные высокой зависимостью
экономики и, соответственно, бюджетных
доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Система государственного управления
во многом функционирует в ручном режиме,
требует постоянной подстройки. Зачастую
принимаемые меры недостаточно эффективны,
поскольку в силу оперативных изменений
не до конца прорабатываются механизмы
их применения. Это касается, к примеру,
сложностей с применением новых механизмов
поддержки инноваций, предусмотренных
налоговым законодательством Российской
Федерации (повышенная амортизационная
премия, дополнительный коэффициент к
затратам на НИОКР).
По-прежнему существует ряд барьеров,
препятствующих созданию бюджетными научными
учреждениями и образованными государственными
академиями наук научными учреждениями
хозяйственных обществ, занимающихся
внедрением результатов интеллектуальной
деятельности.
К таким барьерам, в частности, относятся
отсутствие механизмов финансовой поддержки
инновационных проектов с существенной
долей участия бюджетных учреждений и
проблемы управления интеллектуальной
собственностью.
Отрицательные финансовые последствия
глобального экономического кризиса не
позволили сбалансировать принятое решение
о повышении с 1 января 2011 г. суммарной
ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов
мерами по частичной компенсации возросшей
финансовой нагрузки на работодателей,
что оказало негативное влияние на перспективы
экономического роста.
Проблема была несколько смягчена за
счет предоставления права уплаты страховых
взносов по пониженным тарифам ряду категорий
организаций. Но эти меры имеют фрагментарный
характер, в то время как проблема требует
системного решения.
Выявились риски формального подхода
к внедрению новых механизмов оказания
и финансового обеспечения государственных
и муниципальных услуг.
За последние годы многократно пересматривались
процедуры размещения заказов, но практически
не развивались институты планирования
заказа и исполнения государственных
контрактов. Ответственность государственного
заказчика за конечные результаты закупки
во многих случаях, по сути, подменялась
ответственностью исключительно за соблюдение
формализованных правил выбора поставщика.
В малой степени используются возможности
для стимулирования через систему закупок
производства инновационной продукции.
Искусственное занижение цен имеет очевидный
обратный эффект в виде падения качества
поставляемой продукции или срыва исполнения
заказа.
Слабо увязанными с формируемыми государственными
программами остаются уже применяемые
инструменты программно-целевого планирования.
Пока не удалось преодолеть инерцию планирования
и увеличения расходов без оценки их реальной
отдачи и соответствия целям государственной
политики в условиях конъюнктурно высоких
цен на нефть. Это является одним из факторов
высокой инфляции и сохранения бюджетного
дефицита.
5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
В ближайшие
годы в России должна быть сформирована
новая модель экономического роста,
основанная в значительной степени
на частной инициативе, постоянных
инновациях, эффективной системе
предоставления публичных услуг, качественной
финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для
формирования новой модели экономического
роста является долгосрочная сбалансированность
и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с более диверсифицированной
экономикой Россия не может позволить
себе иметь хронический дефицит бюджета
и высокий уровень государственного долга,
ставящих национальную экономику в зависимость
от внешних условий и "вымывающих"
из нее инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо
накапливать резервы, обеспечивающие
"подушку безопасности" в случае
внешнеэкономических шоков. Опыт 2008 - 2010
годов доказал правильность такого подхода
к бюджетной политике.
Макроэкономическая стабильность, низкая
инфляция, умеренная налоговая и долговая
нагрузка, возможности для привлечения
долгосрочных кредитных ресурсов могут
и должны стать важнейшими конкурентными
преимуществами России, обеспечивающими
приток инвестиций, внедрение инноваций,
модернизацию экономики и, соответственно,
расширение возможностей для решения
социальных задач.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом,
посредством которого решаются задачи
выхода на траекторию устойчивого посткризисного
развития, создания условий для развития
и модернизации экономики, повышения уровня
и качества жизни граждан, укрепления
обороноспособности и безопасности страны,
повышения эффективности и прозрачности
государственного управления.
В этот же период должны быть приняты
меры по снижению зависимости бюджета
от конъюнктурных доходов и сокращению
его дефицита.
Заключение
Подводя
итог, следует отметить, что бюджетная
политика это направление экономической
политики государства, связанное с разработкой
и использованием государственного бюджета
и бюджетов территориально-
Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:
а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,
б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение,
в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета и т.д.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
упорядочивание государственных обязательств;
создание
эффективной системы
Проведённый анализ показал, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов.
Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Так, если в 2005-2011 годах среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2012-2014 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2012-2014 годах против 8,7% в 2005-2011 годах.
Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012-2014 годах находятся на уровне 12,1% ВВП
Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара - как НДПИ на нефть).
Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.
В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).
Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах по сравнению с 2011 годом.
Эта
вынужденная мера должна реализовываться
совместными усилиями всех участников
бюджетного процесса, направленными на
оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо
обеспечить максимально эффективное использование
ресурсов, отказаться от реализации задач,
не носящих первоочередной характер, пересмотреть
сроки реализации и объемы финансового
обеспечения ранее заявленных проектов
и программ, сократить участие государства
в тех сферах, где в необходимых объемах
и качественно услуги гражданам могут
предоставляться рыночными частными институтами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП «Гарант – Сервис». – электрон. док. – [б. м.], 1990-2011.
2. Бирюков, А.Г. К вопросу о назначении и результатах распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / А.Г. бирюков // Экономика. – 2007. – №11. – С.11-17.
3. Бычков, С.С. Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации / С.С. Бычков // Право и экономика. – 2006. – №1 – С.18-19.
4. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». – 2008. – 348 с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2006.
6. Бюджет развития как фактор долгосрочной устойчивости бюджета / Сб.: Реструктуризация производства и финансовая устойчивость (в печати). – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,5 п. л.
7. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 526 с.
8. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации / А.М. Лавров // Финансы. – 2007. – №9. – С.4-15.
9. Силуанов, А.Г. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2010 год и на среднесрочную перспективу / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2009. – №8. – С.3-13.
10. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
11. www.gks.ru – официальный сайт Госкомстат РФ.
12. президент.рф – официальный сайт Президента РФ.