Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.Бюдж.сист.РФ.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. Формирование социального рыночного  хозяйства представляет собой процесс  взаимодействия двух основных субъектов  экономики - государства и бизнеса, в том числе и малого. В конечном счете, от эффективности их сотрудничества зависят состояние и перспективы  развития российского общества. В  экономике роль государства как  субъекта организационного воздействия  в значительной мере связана с  достижением Парето - улучшений при  наличии изъянов (провалов) рынка. Отсюда инициирующая роль государства во взаимоотношении  с бизнесом. Реализация этой роли органами власти и управления осуществляется посредством соответствующей политики, в том числе поддержки малого бизнеса. Растущий интерес исследователей к обоснованию политики взаимодействия государства и малого бизнеса  пока не реализован в разработке ее адекватной теоретической основы в  полной мере. Многие принципиальные вопросы, в том числе связанные с  определением характера, сфер и форм такого взаимодействия, пока только обозначены. Недостаточная разработанность  и практическая значимость вышеуказанной  проблемы предопределили выбор темы исследования, постановку целей и  задач.

 

Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы, методы и  инструменты государственной поддержки  малого бизнеса

 

 

Существует необходимость  поддержки малого предпринимательства  государством и дополняющими деятельность последнего в рассматриваемом отношении  общественными органами - о государственно-общественной поддержки малого бизнеса.

Критериями сущности поддержки  малого предпринимательства отвечают, с другой стороны, разнообразные  формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с  крупными (речь идет, например, о механизмах субпорядка, лизинга, франчайзинга). В  результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней  среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все  это дает основания рассматривать  совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.

Области и субъекты поддержки  малых предприятий тесно взаимосвязаны: государственное воздействие рассматривается  и на развитие системы интеграционных связей, как ключевого элемента внешней  среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки (например, бизнес-инкубаторов). Таким образом, представляется возможным  сделать вывод о функционировании двух подсистем -государственно-общественной и интеграционной - в рамках единой системы поддержки малого предпринимательства. Думается в этой связи, что данную систему логично определить как  совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами и крупными предприятиями через  специальную инфраструктуру, а также  в рамках многообразных форм хозяйственной  интеграции.

В содержание поддержки малого предпринимательства как важной экономической функции государства  следует выделить два начала: обеспечивающее и управленческое. "Обеспечивающее" в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных услуг, и т.д. Управленческое же начало всегда связано с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Как представляется, это начало призвано стать ведущим, так как оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает, думается, синтез управленческого  и обеспечивающего аспектов рассматриваемой  системы.

Построение подсистемы господдержки базируется на определенных научно обоснованных принципах. Причем общие (фундаментальные) принципы касаются системы в целом, тогда как частные - отдельные  ее компонентов (например, принципы построения инфраструктуры государственной поддержки  малого бизнеса).

В немногих попытках осветить эту проблему в литературе можно  акцентировать один из подходов, согласно которому выделяются такие принципы господдержки малого предпринимательства, как: протекционизм (сочетаемый с обеспечением свободного рыночного саморегулирования); программно-целевой характер; дифференцированность: обусловленная гарантированностью поддержки и ответственность  госорганов; учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых  предпринимателей. Данный перечень, думается, должен быть дополнен следующим "золотым  правилом" ориентированность поддержки  на регулирование внешней среды  малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий  и на самоорганизацию соответствующей  системы институтов необходимо зафиксировать  в качестве принципа неразрывного единства и взаимообусловленности трех соответствующих основных направлений поддерживающей деятельности. Эти направления, как представляется, выступают средствами реализации высшей цели поддержки малого предпринимательства - осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций.

Цели, принципы и направления  помощи малому бизнесу фиксируется  в государственных программах поддержки  малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления  государственной политики по отношению  к малому бизнесу. Упомянутые программы  реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых  предприятий. Государственные программы  поддержки малого предпринимательства  в разных странах многочисленны  и имеют сравнительно узкий характер.

Существенен, далее, вопрос об органах (субъектах) государственной (государственно-общественной) поддержки  малых предпринимателъств, которые  могут быть классифицированы по функциям и уровням.

В структуре системы государственной  поддержки малого предпринимательства  выделяют три уровня - федеральный, региональный и местный, каждый из которых  сам образует соответствующую систему; органы поддержки подразделяются на три аналогичные группы. Взаимосвязь  между двумя отмеченными критериями классификации органов поддержки  такова: на каждом уровне в той или  иной форме воспроизводится их функциональная структура. В тоже время следует  констатировать явное тяготение  институтов инфраструктуры к региональному  уровню, как непосредственно взаимодействующему с конкретными малыми предприятиями.

К функциям инфраструктуры господдержки относятся, как представляется, оказание материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной и финансовой поддержки. При этом институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут  быть как специализированными, т.е. обеспечивающими только один вид  поддержки, так и многопрофильными.

На основе анализа зарубежного  и отечественного опыта выделяются следующие конкретные виды институтов поддержки:

1) финансовые, в том числе  фонды поддержки малого предпринимательства,  специализированные банки, финансовые  корпорации, страховые фонды и  т.д.;

 

  • лизинговые компании;

 

  • бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны агентства и центры развития малого бизнеса;

 

  • центры (пункты) информационного обеспечения;

 

  • учебные центры.

 

Важнейшие аспекты совершенствования  самой государственной поддержки  малого предпринимательства могут  быть, думается, интерпретированы в  рамках следующего аналитического подхода. Во-первых, в структуре этой системы  различаются и взаимодействуют  три уровня: федеральный, региональный и местный. Во-вторых, каждый уровень  сам образует некую систему и  представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсными функциональным.

Концептуально-программный  блок включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы  поддержки малых предприятий. Организационно-ресурсный  объединяет специализированные органы государственного управления и органы общественной поддержки малого предпринимательства, а также объекты инфраструктуры, наделенные соответствующими ресурсами и кадрами. Функциональный блок охватывает основные направления деятельности системы.

В соответствии с вышеизложенным крупный бизнес представляет собой  ключевой элемент внешней среды  малого предпринимательства, значимость которого определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, - его ведущей ролью  в рыночной системе. Во-вторых, этот элемент внешней среды обладает колоссальным потенциалом поддержки  малых фирм, который реализуется  через широкий спектр форм хозяйственной  интеграции. И дело здесь не в  стремлении руководителей больших  предприятий любой ценой помочь малому бизнесу, а объективных закономерностях  крупного современного производства, требующего устойчивой и эффективной  системы кооперационных связей.

Как уже отмечалось, содержание разнообразных форм производственного, бытового, научно-технического и иного  взаимодействия крупных и мелких хозяйственных структур соответствует  критериям сущности поддержки малого предпринимательства.

Совокупность вышеназванных  процессов и может трактоваться в качестве «системы (подсистемы) интеграционной поддержки малого бизнеса». Эта система (подсистема) далее рассматривается  в трех ракурсах:

 

1)с точки зрения ее объективных основ;

 

2)в аспекте основных форм интеграции;

 

3) с позиции государственного  содействия становления интеграционных  связей.

 

Последнее обстоятельство представляется особенно важным: государство активно  способствует развитию вышеназванных  связей, используя при этом широкий  арсенал средств. Таким образом, подсистемы -государственная и интеграционная - взаимно передается и в этом состоит основа целостности всех систем поддержки малого предпринимательства.

Применение принципов  системного анализа к современному крупному производству предлагает изучение его внешней и внутренней среды. В первой из них за последние годы произошли существенные сдвиги, причем в западной литературе фиксируются  следующие направления этих изменений:

 

а) обострение конкуренции  в глобальном масштабе в результате развития транспорта, информатики и  средств коммуникации;

 

б) повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного  замедления темпов роста во всех индивидуально  развитых странах;

 

в) усиление тенденции к  фрагментации рынков по причине дифференциации потребительского спроса.

Отмечается, что происходящие внешние изменения не могли не вызвать соответствующей реакции  корпорации, приспосабливающихся к  новым условиям, и что глобализация конкуренции ведет к росту  их специализации (т.е. сосредоточению условий на основных сферах бизнеса), тогда как неопределенность и  фрагментация рынков заставляют компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых  путей дифференциации выпускаемой  продукции.

Противоречия между тенденцией к специализации, предлагающей концентрацию однородного производства, и усиление дифференциации, т.е. расширением спектра  производимых товаров, очевидно. Тем  не менее, итоги развития крупных  хозяйственных структур за последние два десятилетия позволяют сделать вывод: формой разрешения выше названного противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство. Высокая эффективность последнего достигается на основе углубления специализации производства унифицированных и стандартизированных узлов и деталей, вследствие чего конструирование, создание и тиражирование новых образцов продукции уже не требует разработки соответствующего количества принципиально отличных друг от друга технико-технологических схем. В результате отмеченных технико-технологических процессов становится возможным перейти к широкому использованию метода агрегирования и блочно-модельному способу производства, помогающим многократно задействовать ограниченное число узлов и деталей, обеспечить их низкую себестоимость, высокое количество и надежность в условиях крупносерийного и массового производства. Кроме того, возможность компоновки в различных сочетаниях базовых узлов и деталей, изготовленных в этих условиях, позволяют получать широкий спектр модификаций машин и оборудования. В литературе фиксируется, что в развитие массового и крупносерийного производства обнаружилась новая закономерность - оно становится все более индивидуализированным; выпуск продукции может осуществляться не большими партиями в соответствии с требованиями потребителей, (яркий пример индивидуализации массового производства дает авто-индустрия развитых стран).

Гибкое массовое производство, будучи порождением глобальных сдвигов  во внешней среде крупных предприятий, требуется принципиально иной архитектоники  внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Если гибкая специализация  является главным источником повышения  эффективности современного крупного производства, то система его внешних  связей призвана обеспечить максимальную устойчивость корпоративного бизнеса. В качестве существенного элемента этой системы выступают предпринимательские  сети, являющиеся особой формой организацией совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию  разнообразных ресурсов.

Существуют различные  виды предпринимательских сетей: "профессиональные" сети, объединяющие на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой  схожих проблем; "квазифирмы", отличительной  чертой которых является постоянство  контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве); сети мелких и средних фирм в традиционных отраслях промышленности; стратегические соглашения и партнерства (например, в сфере дорогостоящих научных  разработок); сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами, наиболее существенные в контексте  рассматриваемой темы.

Информация о работе Бюджетная система РФ