Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа
Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.
Введение
Актуальность темы исследования.
Формирование социального рыночного
хозяйства представляет собой процесс
взаимодействия двух основных субъектов
экономики - государства и бизнеса,
в том числе и малого. В конечном
счете, от эффективности их сотрудничества
зависят состояние и
Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.
Формы, методы и
инструменты государственной
Существует необходимость поддержки малого предпринимательства государством и дополняющими деятельность последнего в рассматриваемом отношении общественными органами - о государственно-общественной поддержки малого бизнеса.
Критериями сущности поддержки малого предпринимательства отвечают, с другой стороны, разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с крупными (речь идет, например, о механизмах субпорядка, лизинга, франчайзинга). В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.
Области и субъекты поддержки
малых предприятий тесно
В содержание поддержки малого
предпринимательства как важной
экономической функции
Построение подсистемы господдержки базируется на определенных научно обоснованных принципах. Причем общие (фундаментальные) принципы касаются системы в целом, тогда как частные - отдельные ее компонентов (например, принципы построения инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса).
В немногих попытках осветить
эту проблему в литературе можно
акцентировать один из подходов, согласно
которому выделяются такие принципы
господдержки малого предпринимательства,
как: протекционизм (сочетаемый с обеспечением
свободного рыночного саморегулирования);
программно-целевой характер; дифференцированность:
обусловленная
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируется в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому бизнесу. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. Государственные программы поддержки малого предпринимательства в разных странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер.
Существенен, далее, вопрос об органах (субъектах) государственной (государственно-общественной) поддержки малых предпринимателъств, которые могут быть классифицированы по функциям и уровням.
В структуре системы
К функциям инфраструктуры господдержки относятся, как представляется, оказание материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной и финансовой поддержки. При этом институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут быть как специализированными, т.е. обеспечивающими только один вид поддержки, так и многопрофильными.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта выделяются следующие конкретные виды институтов поддержки:
1) финансовые, в том числе
фонды поддержки малого
Важнейшие аспекты совершенствования
самой государственной
Концептуально-программный блок включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий. Организационно-ресурсный объединяет специализированные органы государственного управления и органы общественной поддержки малого предпринимательства, а также объекты инфраструктуры, наделенные соответствующими ресурсами и кадрами. Функциональный блок охватывает основные направления деятельности системы.
В соответствии с вышеизложенным крупный бизнес представляет собой ключевой элемент внешней среды малого предпринимательства, значимость которого определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, - его ведущей ролью в рыночной системе. Во-вторых, этот элемент внешней среды обладает колоссальным потенциалом поддержки малых фирм, который реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. И дело здесь не в стремлении руководителей больших предприятий любой ценой помочь малому бизнесу, а объективных закономерностях крупного современного производства, требующего устойчивой и эффективной системы кооперационных связей.
Как уже отмечалось, содержание разнообразных форм производственного, бытового, научно-технического и иного взаимодействия крупных и мелких хозяйственных структур соответствует критериям сущности поддержки малого предпринимательства.
Совокупность вышеназванных процессов и может трактоваться в качестве «системы (подсистемы) интеграционной поддержки малого бизнеса». Эта система (подсистема) далее рассматривается в трех ракурсах:
1)с точки зрения ее объективных основ;
2)в аспекте основных форм интеграции;
3) с позиции государственного
содействия становления
Последнее обстоятельство представляется
особенно важным: государство активно
способствует развитию вышеназванных
связей, используя при этом широкий
арсенал средств. Таким образом,
подсистемы -государственная и
Применение принципов системного анализа к современному крупному производству предлагает изучение его внешней и внутренней среды. В первой из них за последние годы произошли существенные сдвиги, причем в западной литературе фиксируются следующие направления этих изменений:
а) обострение конкуренции в глобальном масштабе в результате развития транспорта, информатики и средств коммуникации;
б) повышение степени
в) усиление тенденции к фрагментации рынков по причине дифференциации потребительского спроса.
Отмечается, что происходящие
внешние изменения не могли не
вызвать соответствующей
Противоречия между тенденцией к специализации, предлагающей концентрацию однородного производства, и усиление дифференциации, т.е. расширением спектра производимых товаров, очевидно. Тем не менее, итоги развития крупных хозяйственных структур за последние два десятилетия позволяют сделать вывод: формой разрешения выше названного противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство. Высокая эффективность последнего достигается на основе углубления специализации производства унифицированных и стандартизированных узлов и деталей, вследствие чего конструирование, создание и тиражирование новых образцов продукции уже не требует разработки соответствующего количества принципиально отличных друг от друга технико-технологических схем. В результате отмеченных технико-технологических процессов становится возможным перейти к широкому использованию метода агрегирования и блочно-модельному способу производства, помогающим многократно задействовать ограниченное число узлов и деталей, обеспечить их низкую себестоимость, высокое количество и надежность в условиях крупносерийного и массового производства. Кроме того, возможность компоновки в различных сочетаниях базовых узлов и деталей, изготовленных в этих условиях, позволяют получать широкий спектр модификаций машин и оборудования. В литературе фиксируется, что в развитие массового и крупносерийного производства обнаружилась новая закономерность - оно становится все более индивидуализированным; выпуск продукции может осуществляться не большими партиями в соответствии с требованиями потребителей, (яркий пример индивидуализации массового производства дает авто-индустрия развитых стран).
Гибкое массовое производство,
будучи порождением глобальных сдвигов
во внешней среде крупных
Существуют различные виды предпринимательских сетей: "профессиональные" сети, объединяющие на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой схожих проблем; "квазифирмы", отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве); сети мелких и средних фирм в традиционных отраслях промышленности; стратегические соглашения и партнерства (например, в сфере дорогостоящих научных разработок); сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами, наиболее существенные в контексте рассматриваемой темы.