Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.Бюдж.сист.РФ.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

Предпринимательские сети как  специфическая форма межфирменного  взаимодействия независимо от их конкретного  вида обладают рядом устойчивых признаков, сводимых в три основные группы. Это, во-первых, специфическая система  ценностей, складывающаяся в рамках сетей. Во-вторых, - особая совокупность организационно-управленческих взаимодействий. В-третьих, - комплекс преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.

В первую указанную группу входят: особая атмосфера взаимного  доверия, являющаяся необходимым условием стабильности сети и значительно  облегчающая процедуры межфирменного  взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и  договорами, так и неформальная, основанная на специфических для  каждой данной сети нормах и стереотипах  поведения); обстановка взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования узкоэгоистических  целей в ущерб интересам партнеров.

Что касается организационно-управленческого  аспекта сетевых соглашений, то роль руководящего звена как необходимого элемента любой оргструктуры здесь  существенно отличается от роли руководящего органа иерархической организации. В сетевой модели руководящее  звено выделяется в самом процессе взаимодействия всех структурных элементов. Выдвижение в лидеры происходит на основе консенсуса, причем ответственность распределяется между всеми звеньями (пусть и в неодинаковой мере).

При сетевом принципе организации  межфирменного взаимодействия централизованное управление производственной деятельностью  отсутствует. В то же время фирма-лидер  осуществляет здесь определенную координацию  планов и текущей деятельности, а  также организует обмен ключевым ресурсом - информацией. Таким образом, в рамках сети в определенной степени  удается соединить два противоположных  принципа - конкуренцию и кооперацию. Сеть остается достаточно гибкой для  того, чтобы позволить фирмам-участникам свободно конкурировать между собой  за расширение своей доли в общем  объеме продаж, привлекать в случае надобности новых членов со стороны, и в то же время возникает возможность  организовывать, координировать деятельность всех входящих в соглашение компаний таким образом, чтобы повысить их общую конкурентоспособность по сравнению с "внешними", не группированными  фирмами.

Рассматривая сети как  особую структуру, следует помнить  о том, что в условиях сетевых  соглашений границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при двух формах взаимодействия. Ключевой элемент, объединяющий группу компаний в единую сеть, - совместное использование информации. Именно информационная инфраструктура, информационные сети, появившиеся благодаря развитию новейших технологий, становятся во многих случаях базой, на которой постепенно формируются индустриальные сети.

К числу стратегических преимуществ  сетевых соглашений относятся: сокращение издержек, связанных с заключением  сделок (и обусловленное в основном наличием факторов первой рассмотренной  группы - особой атмосферы доверия  и т.д.); снижение производственных издержек на основе специализации и разделения труда, а также возможности для  каждого члена сети концентрироваться  на важных для него видах операций; расширение доступа к передовым  технологиям и информации, а также  совместное генерирование членами  сетей новых информационных совокупностей; ускорение введение нововведений и  выход на новые рынки; распределение  риска между членами сети пропорционально  их вкладу в общие усилия по поддержанию  высокой эффективности сетевого соглашения.

Из всего вышеизложенного  вытекает ряд выводов, имеющих как  теоретическое, так и практическое значение. Первый из них: формирование во многих сферах производства предпринимательских  сетей - закономерный итог эволюции системы  рыночного хозяйствования, обусловленный  развитием объективных тенденций: ускорением научно-технического прогресса; появлением новой техники и технологий, облегчающих коммуникацию между  отдельными членами сети; ростом интегрированности  экономической среды и доступности  самых разнообразных ресурсов; глубокими  изменениями социально-психологического климата в обществе (развитием  предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формирования отношений  доверия и взаимных обязательств); неспособностью крупных организационных  структур самостоятельно справляться  с задачами оптимального распределения  и использования ресурсов.

Разумеется, предпринимательские  сети не следует считать какой-то идеальной моделью, приходящей на смену  старым механизмам распределения ресурсов, прежним организационным формам. Речь идет скорее о создании нового качества рынка и организационных  структур, о качественной трансформации  этих форм.

Еще один вывод: сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, все более превращаются в инструмент целенаправленной координации  усилий участников процесса воспроизводства. А значит, возникает настоятельная  необходимость, как в изучении теоретических  принципов формирования и функциональных сетей, так и в выявлении совокупности соответствующих конкретных предпринимательских  навыков.

Что касается главного в  рассматриваемом контексте вопроса  о сетевых формах кооперации между  крупными и малыми фирмами, то следует  прежде всего констатировать: совокупность данных форм является особым сегментом  в системе внешних связей крупных  корпораций. Так, организационная структура  экономики США включает две подсистемы, различающиеся по степени интеграции элементов: "автомистическую", образованную совокупностью независимых компаний мелкого бизнеса (индивидуальные, партнерские  фирмы и корпорации) и подсистему крупных многоотраслевых хозяйственных  блоков, объединяющих в единое целое  значительные части хозяйства. Эти  блоки "паутиной" различных отношений  связаны между собой - конкретные отношения, совместные проекты, переплетающиеся  директораты, взаимное владение акциями, слияния, кредитные отношения и  др. По некоторым оценкам, около 3/4 американской экономики охвачены такими блоками  и примерно 1/4 приходится на сферу  мелкого бизнеса".

В условиях рыночных отношений  основными формами интеграции крупных  и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное  финансирование и лизинг (включение  последнего в данный перечень настоятельно диктуется таким острейшим противоречием  современной российской экономики, как наличие значительного неиспользованного  потенциала при острой нехватке оборудования в сфере малого предпринимательства; данное обстоятельство и дает основания  говорить о необходимости широкого применения интеграционного лизинга, связывающего, к примеру, предприятия  ВПК и мелких производителей).

Содержанием всех вышеперечисленных  форм является интеграция, переплетение функциональных областей крупных и  малых предприятий: производственных (субподряд), производственно-сбытовых (франчайзинг), инновационных (венчурное  финансирование), производственно-финансовых (лизинг).

В этом контексте исключительно  важно подчеркнуть, что все перечисленные  формы соответствуют сущностным критериям поддержки малого предпринимательства, так как в результате их использования, во-первых, возрастает стабильность, предсказуемость  внешней среды малого предприятия. Во-вторых, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Следует обратить внимание на еще  одно обстоятельство: значительная роль в становлении этих форм принадлежит  охарактеризованной выше подсистеме государственной  поддержки малого предпринимательства, инфраструктура которой - существенный фактор «стыковки» крупных и мелких субъектов хозяйствования.

Развитие франчайзинга в  России будет способствовать решению  многих проблем формирования малого предпринимательства. В их числе, во-первых, привлечение в бизнес обширного  круга лиц, не решающихся заниматься «вольным» бизнесом (без поддержки  и обучения). По аналогии со средним  персоналом корпораций США, оказавшимся  безработным и составившим основу покупателей франчайзинга в 80-х годах, в наших условиях основу потенциальных  франчайзинги могут составить оставшиеся без серьезной привлекательной  работы представители военно-промышленного  комплекса и научно-техническая  интеллигенция, ушедшие в запас  военнослужащие, начинающие бизнесмены, желающие включиться в более надежный и эффективный бизнес и другие категории лиц, способные заниматься предпринимательской деятельностью  «под руководством». Во-вторых, - освоение малым бизнесом новых технологий, расширение сфер деятельности малых  предприятий. В-третьих, - повышение  качественного уровня подготовки кадров для отечественного малого предпринимательства.

Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых  систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое  обслуживание населения (в том числе  с помощью передвижных торговых и сервисных точек, что особенно важно в уделенных сельских районах), заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели.

Что касается форм участия  регионов в развитии франчайзинга, то они видятся следующим образом:

 

  • совместные мероприятия с органами федерального уровня по подготовке нормативных актов, методических материалов и предложений по налоговым льготам, созданию специализированных банков данных и т.д.

 

  • параллельные действия на региональном уровне, дополняющие меры центральных властей (например, введение льгот по уплате городских налогов);

 

  • самостоятельные шаги по развитию франчайзинга, важнейшими среди которых должны стать:

 

а) установление контактов  с развитыми российскими фирмами  потенциальными организаторами франчайзинга с целью совместной выработки  типовых документов (методик контрактов, процедур контроля и др.) и налаживания  практической работы по внедрению франчайзинга;

б) организация юридической, консалтинговой и информационной помощи франчайзерам и франчайзи (поиск  и подбор партнеров, консультации сторон, содействие в обучении и контроле, и т.д.);

в) организация международного франчайзинга (поиск франчайзеров в  России и за рубежом, желающих организовать соответствующую сеть, помощь в анализе  рынка, подбор потенциальных франчайзи, адаптация к российским условиям зарубежной системы франчайзинга, организация  субфранчайзинга, помощь в организации  региональных прототипов-базовых предприятий, помощь в решении технических  вопросов, связанных с удаленностью франчайзеров от франчайзи - корреспондентское  обслуживание, переводы, и т.п.);

г) организация мероприятий  пропагандирующих франчайзинг (конференции, семинары, симпозиумы, курсы, выступления  в печати и на телевидении);

д) создание специализированных фирм-посредников, занимающихся подбором партнеров и другими вопросами  помощи и развития франчайзинга на коммерческой основе;

е) создание региональных отделений  Российской ассоциации развития франчайзинга, а также центров поддержки  последнего;

 

и) предоставление зданий и  помещений предпринимателям-участникам системы франчайзинга на льготных условиях, включая возможности приватизации и долгосрочной аренды.

 

Значение такой формы  взаимодействия крупного и мелкого  производства, как лизинг, объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С одной  стороны, в результате структурных  сдвигов и резкого сокращения спроса многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не используют значительную часть производственных фондов.

С другой стороны, подавляющая  масса мелких производителей не располагает  адекватной материальной базой и  не имеет финансовых средств для  закупки необходимой техники.

Оптимальной формой разрешения обозначенного выше противоречия является лизинг, который с учетом специфических  российских условий мог бы быть назван интеграционным.

Как известно, термин «венчурное (рисковое) финансирование» имеет  широкое и узкое значение. В  широком смысле под ним подразумеваются  все вложения в рискованные с  точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания и развития малых быстрорастущих компаний. Обычно малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения часто используются термин "малые инновационные предприятия". Венчурные фонды образуются в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала. Другие формы: венчурные фонды крупных корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские партнерства с ограниченной ответственностью.

Именно через свои венчурные  фонды корпорации осуществляют рисковое финансирование малых фирм. Исходя из этого перспективы развития в  России венчурного финансирования в  качестве формы интеграции крупных  и мелких структур, как представляется, связаны прежде всего с реализацией  потенциала финансово-промышленных групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами, стоит подчеркнуть  в заключение, эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью  творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального  обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства; это в определенной мере решило бы и проблему "утечки мозгов". Государство  обязано создать адекватную этим задачам внешнюю среду, а также  обеспечить прямую финансовую поддержку  приоритетных венчурных разработок. Немалую роль способны сыграть специальные  фонды финансирования, учреждаемые  государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере и др. Существенны и иные элементы инфраструктуры поддержки, в  том числе технополисы и технопарки (уже функционирующие, к примеру, в Зеленограде и Ногинске). Развертывание  этой инфраструктуры - императив деятельности государства в области стимулирования процесса малого инновационного предпринимательства.

Информация о работе Бюджетная система РФ