Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа
Целью контрольной работы является раскрытие содержания экономической категории "государственная поддержка малого бизнеса", ее форм, методов и инструментов, реализуемых в российской экономической действительности.
Предпринимательские сети как
специфическая форма
В первую указанную группу
входят: особая атмосфера взаимного
доверия, являющаяся необходимым условием
стабильности сети и значительно
облегчающая процедуры
Что касается организационно-
При сетевом принципе организации
межфирменного взаимодействия централизованное
управление производственной деятельностью
отсутствует. В то же время фирма-лидер
осуществляет здесь определенную координацию
планов и текущей деятельности, а
также организует обмен ключевым
ресурсом - информацией. Таким образом,
в рамках сети в определенной степени
удается соединить два
Рассматривая сети как особую структуру, следует помнить о том, что в условиях сетевых соглашений границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при двух формах взаимодействия. Ключевой элемент, объединяющий группу компаний в единую сеть, - совместное использование информации. Именно информационная инфраструктура, информационные сети, появившиеся благодаря развитию новейших технологий, становятся во многих случаях базой, на которой постепенно формируются индустриальные сети.
К числу стратегических преимуществ сетевых соглашений относятся: сокращение издержек, связанных с заключением сделок (и обусловленное в основном наличием факторов первой рассмотренной группы - особой атмосферы доверия и т.д.); снижение производственных издержек на основе специализации и разделения труда, а также возможности для каждого члена сети концентрироваться на важных для него видах операций; расширение доступа к передовым технологиям и информации, а также совместное генерирование членами сетей новых информационных совокупностей; ускорение введение нововведений и выход на новые рынки; распределение риска между членами сети пропорционально их вкладу в общие усилия по поддержанию высокой эффективности сетевого соглашения.
Из всего вышеизложенного
вытекает ряд выводов, имеющих как
теоретическое, так и практическое
значение. Первый из них: формирование
во многих сферах производства предпринимательских
сетей - закономерный итог эволюции системы
рыночного хозяйствования, обусловленный
развитием объективных
Разумеется, предпринимательские
сети не следует считать какой-то
идеальной моделью, приходящей на смену
старым механизмам распределения ресурсов,
прежним организационным
Еще один вывод: сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, все более превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. А значит, возникает настоятельная необходимость, как в изучении теоретических принципов формирования и функциональных сетей, так и в выявлении совокупности соответствующих конкретных предпринимательских навыков.
Что касается главного в
рассматриваемом контексте
В условиях рыночных отношений
основными формами интеграции крупных
и мелких хозяйственных структур
являются: субподряд, франчайзинг, венчурное
финансирование и лизинг (включение
последнего в данный перечень настоятельно
диктуется таким острейшим
Содержанием всех вышеперечисленных форм является интеграция, переплетение функциональных областей крупных и малых предприятий: производственных (субподряд), производственно-сбытовых (франчайзинг), инновационных (венчурное финансирование), производственно-финансовых (лизинг).
В этом контексте исключительно важно подчеркнуть, что все перечисленные формы соответствуют сущностным критериям поддержки малого предпринимательства, так как в результате их использования, во-первых, возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды малого предприятия. Во-вторых, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Следует обратить внимание на еще одно обстоятельство: значительная роль в становлении этих форм принадлежит охарактеризованной выше подсистеме государственной поддержки малого предпринимательства, инфраструктура которой - существенный фактор «стыковки» крупных и мелких субъектов хозяйствования.
Развитие франчайзинга в
России будет способствовать решению
многих проблем формирования малого
предпринимательства. В их числе, во-первых,
привлечение в бизнес обширного
круга лиц, не решающихся заниматься
«вольным» бизнесом (без поддержки
и обучения). По аналогии со средним
персоналом корпораций США, оказавшимся
безработным и составившим
Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения (в том числе с помощью передвижных торговых и сервисных точек, что особенно важно в уделенных сельских районах), заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели.
Что касается форм участия регионов в развитии франчайзинга, то они видятся следующим образом:
а) установление контактов
с развитыми российскими
б) организация юридической, консалтинговой и информационной помощи франчайзерам и франчайзи (поиск и подбор партнеров, консультации сторон, содействие в обучении и контроле, и т.д.);
в) организация международного
франчайзинга (поиск франчайзеров в
России и за рубежом, желающих организовать
соответствующую сеть, помощь в анализе
рынка, подбор потенциальных франчайзи,
адаптация к российским условиям
зарубежной системы франчайзинга, организация
субфранчайзинга, помощь в организации
региональных прототипов-базовых
г) организация мероприятий пропагандирующих франчайзинг (конференции, семинары, симпозиумы, курсы, выступления в печати и на телевидении);
д) создание специализированных фирм-посредников, занимающихся подбором партнеров и другими вопросами помощи и развития франчайзинга на коммерческой основе;
е) создание региональных отделений Российской ассоциации развития франчайзинга, а также центров поддержки последнего;
и) предоставление зданий и
помещений предпринимателям-
Значение такой формы
взаимодействия крупного и мелкого
производства, как лизинг, объективно
обусловлено самим ходом
С другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой техники.
Оптимальной формой разрешения обозначенного выше противоречия является лизинг, который с учетом специфических российских условий мог бы быть назван интеграционным.
Как известно, термин «венчурное (рисковое) финансирование» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания и развития малых быстрорастущих компаний. Обычно малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения часто используются термин "малые инновационные предприятия". Венчурные фонды образуются в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала. Другие формы: венчурные фонды крупных корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские партнерства с ограниченной ответственностью.
Именно через свои венчурные
фонды корпорации осуществляют рисковое
финансирование малых фирм. Исходя
из этого перспективы развития в
России венчурного финансирования в
качестве формы интеграции крупных
и мелких структур, как представляется,
связаны прежде всего с реализацией
потенциала финансово-промышленных групп.
Взаимодействие последних с малыми
инновационными фирмами, стоит подчеркнуть
в заключение, эффективно способствовало
бы разрешению противоречия между невостребованностью
творческих возможностей российских ученых
и необходимостью кардинального
обновления технической основы фактически
всех отраслей народного хозяйства;
это в определенной мере решило бы
и проблему "утечки мозгов". Государство
обязано создать адекватную этим
задачам внешнюю среду, а также
обеспечить прямую финансовую поддержку
приоритетных венчурных разработок.
Немалую роль способны сыграть специальные
фонды финансирования, учреждаемые
государством и объединениями