Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие бюджетной системы, цели, задачи
Глава 2 Государственные и региональные финансы
2.1. Бюджет, внебюджетные фонды
2.2. Государственный долг, кредит
2.3. Бюджетная система регионов
Глава 3 Финансы хозяйствующего субъекта
3.1. Коммерческие и некоммерческие организации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

   До  определенного уровня государственный  долг может рассматриваться только как инструмент проведения бюджетной и денежно – кредитной политики, т.е. для осуществления заимствований с целью финансирования дефицита бюджета, а также для регулирования уровня ставок и денежного предложения в экономике. Однако увеличение размеров долга становиться причиной того, что он сам начинает оказывать влияние на проводимую денежно – кредитную политику, прежде всего на инфляционные ожидания экономических агентов.

   При всей актуальности вопроса о предельно  допустимом объеме государственного долга  на практике необходимо учитывать временный  график обслуживания долга, поскольку  в отдельные периоды выплаты могут быть весьма значительны. Дополнительным фактором, влияющим на уровень госдолга, являются ожидания реальных и потенциальных инвесторов относительно экономической политики правительства и перспектив возврата вложенных средств. При большом объеме долга выплаты по нему могут быть равномерно распределены на длительном временном интервале, а сроки заимствований могут быть весьма значительными. Однако возможна и обратная ситуация, когда государственный долг сформирован таким образом, что выплаты осуществляются неравномерно и в отдельные периоды возможны состояния государственных финансов, близких к дефолту, которые будут усиливаться негативными ожиданиями инвесторов.

   Государственный кредит.

   Государственный кредит представляет собой денежные отношения, по которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственный кредит может быть получен и предоставлен РФ, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, бюджетам других уровней, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают определенные обязательства или требования.

   Условия кредитного договора: 1) срок предоставления или получения кредита; 2) обязанности сторон; 3)условия обеспечения возврата кредита; 4)размер процентной ставки за пользование кредитом и др.

   Важнейшая функция государственного кредита  – перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями  экономики в целом и целесообразностью  поддержки того или иного направления  социально – экономической деятельности. В настоящее время нет специального централизованного фонда государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

   Государственный кредит помимо распределительной выполняет регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

   Регулирующая  функция появляется, и при получении  Россией внешних займов от МВФ  на финансирование бюджетного дефицита и реструктуризации экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и т.д.

   Реализуя  регулирующую функцию, государство  воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

   Государственный кредит выполняет также функции  учета, целевого и рационального  использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

   Контроль  осуществляется по следующим направлениям: 1) за движением денежных потоков, осуществляемые через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 2) за соблюдением условий кредитного договора; 3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РФ и органами местного самоуправления.

   К основным целям государственного кредитования относятся:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово – кредитной политики, направленной на выравнивание социально – экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально – экономических задач;
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

   2.3. Бюджетная система регионов

   Бюджеты субъектов Российской Федерации  составляют второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

   Региональные  бюджеты — центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

   В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

   В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

   Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

   С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

   Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

   Процедура утверждения и построения бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

   Для оценки региональных бюджетов применяют  различные показатели, главным из которых является среднедушевой доход. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда финансовой региональной поддержки (ФФРП). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя не менее 95% от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ оказывается помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов и выделения бюджетных ассигнований.

   Необходимо  отметить, что на поступление денежных средств в региональные бюджеты  огромное воздействие в последние  годы оказал финансовый кризис 1998 г.

   Падение реальных бюджетных доходов объясняется  ухудшением условий хозяйствования субъектов региональной экономики. Рост убытков от деятельности промышленных предприятий и увеличение объемов их взаимной задолжности способны не только перекрыть инфляционную составляющую в доходах региональных бюджетов, но и привести к абсолютному уменьшению размеров бюджетных поступлений. Положение осложняется еще и тем, что максимальные размеры взаимных неплатежей приходятся на долю регионов, дающих основной объем поступлений в бюджетную систему России (см. табл.2.1.).

   В результате даже развитые в экономическом  отношении территории демонстрируют  негативную динамику формирования бюджетных доходов.

   Таблица 2.1.

   Регионы с наиболее крупными размерами кредиторской и дебиторской задолжности (на 1 января 1999 г.)

Регионы Кредиторская задолженность, млн. руб. В том числе просроченная, % Дебиторская задолженность, млн. руб. В том числе просроченная, %
Тюменская обл 111 031 56,5 77 612 57,2
Свердловская область 56 002 69,5 32 678 59,2
Москва 51 649 39,5 40 513 39,2
Челябинская обл 51 477 61,0 24 527 62,4
Краснодарский край 42 144 62,4 27 116 56,1
Иркутская обл 36 665 58,9 17 888 58,9
Пермская  обл 32 550 61,8 24 791 45,5
Санкт-Петербург 27 509 34,8 15 653 44,2
Московская  обл 24 361 42,8 13 618 27,1

   Налог на прибыль продолжает играть главную  роль в формировании доходной части  региональных бюджетов. По итогам 1998 г. в Нижегородской области на долю этого налога пришлось 39% всех налоговых поступлений в бюджет региона, во Владимирской – 41%, в Свердловской – 46%.

   Другим  существенным источником пополнения доходной части региональных бюджетов служат установленные субъектами Федерации  прямые налоги на товары и услуги, а  также лицензионные и регистрационные сборы. Уже сейчас в ряде регионов поступления от прямых налогов и сборов являются вторыми по значению после платежей в счет налога на прибыль, а в отдельных регионах занимают главенствующее положение среди налоговых доходов.

   Значительная  часть региональных бюджетных доходов поступает в неденежной форме. Зачеты по платежам между территориальными бюджетами, крупнейшими региональными предприятиями и представителями естественных монополий стали обычной практикой исполнения взаимных финансовых обязательств. По состоянию на август 1998г. из всего объема оплаченной продукции крупнейших налогоплательщиков на долю собственно денежных расчетов приходилось всего – 34,6%, в то время как на долю взаимозачетов 36,4%, векселей – 10,5%, бартера – 9,2%. Нет сомнения, что такая ситуация в конечном счете приводит к росту как недоимок по платежам в региональные бюджеты, так и объемов налоговых зачетов, которыми в регионах замещают несобранные бюджетные доходы.

   Снижение  доходной части региональных бюджетов оказало непосредственное влияние на их расходы. В большинстве субъектов Российской Федерации финансирование расходной части территориальных бюджетов происходило с еще большим отставанием от плана, чем формирование бюджетных доходов. Наиболее значительной расходной статьей региональных бюджетов остается финансовая помощь бюджетам других уровней, т.е. субсидирование заработной платы и коммунальных расходов нижестоящих административных образований. Так, в ходе исполнения бюджета 2001г. республики Карелии в условиях сокращения бюджетных доходов очень немаловажным фактором остается сохранение в стабильном состоянии ситуацию, удерживаемую в республике последние три года по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Но все это объясняет наличие факта значительного сокращения расходов по всем позициям в проекте республиканского бюджета на 2002г., за исключением заработной платы. Таким образом, в условиях ограниченных бюджетных ресурсов республика вынуждена значительно сокращать республиканские целевые программы и капитальные расходы.3

Информация о работе Бюджетная система