Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Цель курсовой работы – рассмотрения прогнозирование в РФ на современном этапе.
Объектом исследования является прогнозирование в РФ, а предметом исследования теоретические основы прогнозирования.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как экономико-математические, статистические, метод сравнения и др.
Широкое применение в
практике прогнозирования получил
динамический межотраслевой баланс
(МОБ), который позволяет выявить
взаимосвязи в структуре
Дальнейшим развитием
МОБ является многомерная
Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе. Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович.
Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.
Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких сценариев возможного развития событий и зависимости от разного сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия.
2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Организация прогнозирования в России
Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Под концепцией социально-экономического
развития Российской Федерации понимается
система представлений о стратегических
целях и приоритетах социально-экономической
политики государства, важнейших направлениях
и средствах реализации указанных целей.
Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008 г. №1662-р утверждена Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). Данная программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Законом определена разработка:
- долгосрочных прогнозов на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;
- среднесрочных прогнозов на 3–5 лет, корректируемых и продлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программа социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;
- краткосрочных прогнозов, соста
Аналогичные прогнозы должны разрабатываться по межотраслевым комплексам, важнейшим отраслям и по субъектам Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» выполняется неудовлетворительно. Разрабатываемые Министерством экономического развития России и другими ведомствами прогнозы, как правило, не публикуются и в минимальной степени используются при принятии решений органами исполнительной власти. Не все предусмотренные законом прогнозы и стратегические документы разрабатываются.
Чтобы повысить уровень прогнозной работы в стране, необходимо дополнить указанный Закон положениями о представлении правительством в Федеральное Собрание проектов Концепции социально-экономического развития на долгосрочный период и Программы на среднесрочный период, годового плана, а также ежегодного доклада, в котором оценивается работа выполнения Концепции, Программы и плана за истекший год и предлагаются меры по реализации намеченной стратегии на очередной год. Следует включать и Концепцию, Программу и индикативный план ориентиры (сводные показатели) социокультурной, экономической, технологической и экологической динамики, значительно усилить прогнозно-плановую работу в субъектах Федерации и крупных экономических районах.
Целесообразно восстановить
практику разработки раз в пятилетие
комплексных прогнозов
Нужно расширить сеть научных организации, занимающихся прогнозированием, – и рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие институты), Российской академии естественных наук (Отделение исследования циклов и прогнозировании), Академии прогнозирования. Ассоциации «Прогнозы и циклы», Международного фонда Н.Д. Кондратьева, международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и других научных организации и общественных академий.
Предвидение будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку профессиональных в нескольких ведущих вузах, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России.
2.2 Прогноз социально-
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом РФ, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август 2009 года.
При подготовке документа учтены прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Банка России.
Рассмотрим основные показатели развития экономики в 2008–2012 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года).
Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели развития экономики в 2008–2012 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели |
2008 г. |
Прогноз (вариант 2а) | |||
2009 г. (оценка) |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в % |
113,3 |
111–112 |
109–110 |
107–108 |
105–107 |
Валовой внутренний продукт (далее – ВВП) |
105,6 |
91,5 |
101,6 |
103,0 |
104,3 |
Индекс промышленного |
102,1 |
88,6 |
101,9 |
102,6 |
104,4 |
Производство продукции |
110,8 |
99,3 |
102,4 |
102,7 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал |
109,8 |
80 |
101 |
107,2 |
110,4 |
Реальные располагаемые денежны |
102,9 |
95,9 |
100,4 |
102,8 |
104,0 |
Реальная заработная плата |
111,5 |
95,4 |
99,4 |
102,4 |
103,1 |
Оборот розничной торговли |
113,5 |
94 |
101,5 |
103,4 |
103,8 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
471,6 |
285,0 |
306,6 |
316,5 |
328,8 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
291,9 |
190,3 |
199,6 |
214,7 |
231,4 |
Разработка прогноза осуществлялась по двум базовым вариантам (1а и 2а) и одному дополнительному варианту (2b). В качестве основы для разработки проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов взят умеренно оптимистический вариант (2а).
Базовые варианты прогноза 1а и 2а учитывают консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть марки «Urals» (58 – в 2010 году, 59 – в 2011 году и 60 долларов США за баррель – в 2012 году).
В 2010 году сценарии отличаются,
прежде всего, стоимостью и доступностью
кредитных ресурсов, которые во многом
определяют различные уровни потребительской
и инвестиционной активности, а также
перспективами изменения эффект
Консервативный сценарий (1a) предполагает стагнацию экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающейся стагнации банковского кредитования вплоть до 2011–2012 годов при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов рост ВВП составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году.
Умеренно-оптимистичный сценарий (2а) предусматривает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011–2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Рост ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103% и 104,3% в последующие годы.
Дополнительный нефтяной сценарий (2b) предполагает оживление в экономике, опирающееся на рост цен на нефть и более интенсивное оживление в мировой экономике. Вариант 2b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки «Urals» будет стоить 68 в 2010 году, 74 в 2011 году и 81 доллар США в 2012 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6–1,4 процентных пункта.
Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование