Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Цель курсовой работы – рассмотрения прогнозирование в РФ на современном этапе.
Объектом исследования является прогнозирование в РФ, а предметом исследования теоретические основы прогнозирования.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как экономико-математические, статистические, метод сравнения и др.

Работа состоит из  1 файл

бюдж.прогноз.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2.2 – Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009–2012 годы

 

 

2009

2010

2011

2012

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.

57

58

59

60

2b

68

74

81

Валовой внутренний продукт, темп роста %

91,5

100,9

101,1

103,1

101,6

103,0

104,3

2b

103,0

103,6

104,9

Промышленность, %

88,6

100,9

101,5

103,0

101,9

102,6

104,4

2b

103,3

103,8

104,9

Инвестиции в основной капитал, %

80,0

99,6

103,6

108,6

101,0

107,2

110,4

2b

104,5

109,5

112,0

Реальная заработная плата, %

       

95,4

98,9

100,3

101,6

99,4

102,4

103,1


продолжение таблицы 2.2

2b

 

100,0

102,7

103,5

Оборот розничной торговли, %

       

94,0

100,4

101,6

103,0

101,5

103,4

103,8

2b

103,3

104,0

105,0

Экспорт, всего млрд. долларов США

       

285,0

303,6

312,3

322,7

306,6

316,5

328,8

2b

342,6

379,2

418,9

Импорт, всего млрд. дол. США

       

190,3

197,2

206,6

219,7

199,6

214,7

231,4

2b

215,1

245,9

283,1


 

Приоритетами социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010–2012 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам  следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

   ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

Сегодня в управлении российской экономикой очень серьезную  роль играет инерционный прогноз  экономики, на основании которого по законодательству должна строиться  концепция долгосрочного развития экономики, детализирующая сам прогноз.

Социально-экономическое  прогнозирование – это процесс  разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах  познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Инерционный прогноз, т.е. многовариантный, рассматривает различные  сценарии и зависит в основном от набора важных показателей: цена на нефть, инфляция, демография и т. п. От ресурсов и других факторов выводятся  темпы экономического роста, а создаваемый в будущем продукт «разбивается» на разные цели: социальные и прочие. Но не все так просто - задаются, как правило, и некоторые социально-экономические нормативы, на которые необходимо выйти в будущем, но все же в основном они зависят от динамики объемов и производительности экономических ресурсов, а не наоборот.

Между тем, некоторую  альтернативу такому подходу мы можем  видеть в отдельных развитых странах  за рубежом, например, в США есть модель прогнозирования, выстраивающая  формирование картины будущего от демографической сферы, от трудовых ресурсов, квалификационной структуры, рабочих мест и т. п. Названную схему, конечно, можно считать более социализированной. Понятно, что идеалом социализации общества в прогнозировании была бы система, выстраивающая четкую будущую систему «социального продукта»: благосостояния, социальных программ и благ, конкретных позитивных сдвигов в здравоохранении, питании, обеспеченности жильем, обучении, рекреации и т. п. И под такую систему уже выстраивались и оптимально использовались экономические ресурсы, создавая будущий социальный продукт. То есть, концептуальное и прогнозное решение конкретных социально-экономических проблем на уровне, ясном для простого человека, как раз и доказывает реальную социальную направленность государства, привносит в общественное мнение необходимую стабильность и является важным фактором обеспечения уверенности в завтрашнем дне (особенно если планы систематически выполнять). А уверенность населения в будущем, заинтересованность в завтрашнем дне - мощный социально-психологический фактор повышения трудовой активности и экономического роста. Система планирования и прогнозирования должна быть явно ориентирована на конкретное благо каждого конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели государства.

Чем сегодня качественно  отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это  ориентация на предвидение решений  конкретных социальных, социально-экономических  проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно - в развитом хозяйстве собственно, экономический механизм не является зоной столь пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко.

В России этот процесс  отладки и балансировки рыночного  механизма продолжается, но нетрудно заглянуть в недалекое будущее  и понять, какое социально-экономическое  прогнозирование и планирование у нас будет, каким оно должно стать. Сначала несколько слов о специфике развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных проблемах. Во-вторых, такое планирование и прогнозирование должно быть прозрачным - каждый гражданин при желании должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как и какие решения принимает, кто за что реально отвечает. Более того, сам процесс будущего прогнозирования должен носить более демократический характер - в нем при желании должны свободно принимать участие не только соответствующие госструктуры, но и независимые организации, эксперты; возможно широкое проведение опросов населения об облике желаемого будущего, пожеланиях и опасениях, о целях развития и способах их достижения.

Будущее прогнозирование  будет ориентировано на общие  концептуальные качественные цели, выстраивать  соответствующие стратегии, анализировать многовариантные сценарии развития, учитывать вероятностный характер развития (который в последнее время резко усиливается) и систему рисков (особенно военно-политические факторы и возросшую катастрофичность мирового развития), непредсказуемость многих событий. Конкретное решение проблем детализируется в крупных народнохозяйственных проектах и программах. В перспективе, по мере развития планирования и прогнозирования возможно реальное программирование и открытое планирование включения/выключения экономических регуляторов в зависимости от состояния системы устанавливаемых индикаторов развития - в этой ситуации население и бизнес будет чувствовать себя все более уверенно и не опасаться завтрашнего дня.

Во многом система  прогнозирования и планирования будет сближаться с публичной политикой. Регуляторы рыночной экономики по мере ее развития будут носить все более экономический, косвенный, нежесткий характер, заменяя прямое администрирование; законодательная система стабилизируется; приблизится к мировым стандартам институциональная среда.

Далее рассмотрим качественное, смысловое наполнение будущей системы  прогнозирования. Конечно, это будет  более социализированная, более  обращенная на развитие человека система  с соответствующими социально-экономическими критериями. На первом месте в концепциях и прогнозах будут стоять нормативы повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические параметры, конкретные цели развития социального обеспечения и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, рекреацией, развитие прав и свобод, защиты и безопасности в т.ч. экологической, обеспечение социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку, снижение степени дифференциации благосостояния.

Вместе с тем, по мере развития экономики, все большую  значимость по сравнению с экономическими ценностями в прогнозах и концепциях должны иметь конкретные цели по формированию новой системы социально-культурных ценностей в обществе.

Важнейшими критериями становятся обеспеченность всего населения  культурными, научными, образовательными, информационными благами, развитие интеллектуальной сферы и индивидуального  творчества и предприимчивости. В  качестве средств достижения поставленных целей в первую очередь станут рассматриваться не потенциально возможные ресурсные вложения, а развитие фундаментальной и прикладной науки, инновационные процессы, формирование новых принципов доверия, государственно-частного партнерства, партнерских отношений в обществе, консолидации общества на базе общих социально-политических и культурных ценностей.

Под указанные цели и  задачи и должен подстраиваться экономический  блок, постепенно перестающий доминировать в общественном сознании как самоценность.

Однако, в перспективе  сам экономический блок претерпевает серьезные структурные изменения, связанные с тем, что Россия все  более твердо встает на постиндустриальный путь развития с мощным развитием  сектора услуг и интегрируется  в мировую систему. Развитие экономического блока явным образом увязывается в прогнозах с человеческим капиталом, управленческим капиталом, социальным капиталом (капитал «отношений»). Все виды вложений в человеческий фактор и эффект от этого становятся важнейшими способами поставленных обществом целей.

Необходимой инфраструктурой  развития человеческого фактора  в экономике становится система  непрерывного образования во взаимосвязи  с совершенствованием и расширенным  внедрением общедоступных информационно-коммуникативных  технологий, сети Интернет, электронных библиотек и баз данных и т. п.

Другой качественно  важный блок будущей системы прогнозирования  и планирования - долгосрочный форсайт  технологий, предвидение революционных  технологических прорывов, планирование переходов на более высокие технологические уровни в целях решения социально-экономических проблем.

В принципе, в будущем  наукоемкость продукции, работ, услуг, любых видов деятельности будет  неуклонно возрастать и косвенно свидетельствовать о благополучном  развитии экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических  приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование