Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Цель курсовой работы – рассмотрения прогнозирование в РФ на современном этапе.
Объектом исследования является прогнозирование в РФ, а предметом исследования теоретические основы прогнозирования.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как экономико-математические, статистические, метод сравнения и др.
Таблица 2.2 – Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009–2012 годы
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. | ||||
1а |
57 |
58 |
59 |
60 |
2а | ||||
2b |
68 |
74 |
81 | |
Валовой внутренний продукт, темп роста % | ||||
1а |
91,5 |
100,9 |
101,1 |
103,1 |
2а |
101,6 |
103,0 |
104,3 | |
2b |
103,0 |
103,6 |
104,9 | |
Промышленность, % | ||||
1а |
88,6 |
100,9 |
101,5 |
103,0 |
2а |
101,9 |
102,6 |
104,4 | |
2b |
103,3 |
103,8 |
104,9 | |
Инвестиции в основной капитал, % | ||||
1а |
80,0 |
99,6 |
103,6 |
108,6 |
2а |
101,0 |
107,2 |
110,4 | |
2b |
104,5 |
109,5 |
112,0 | |
Реальная заработная плата, % |
||||
1а |
95,4 |
98,9 |
100,3 |
101,6 |
2а |
99,4 |
102,4 |
103,1 |
продолжение таблицы 2.2
2b |
100,0 |
102,7 |
103,5 | |
Оборот розничной торговли, % |
||||
1а |
94,0 |
100,4 |
101,6 |
103,0 |
2а |
101,5 |
103,4 |
103,8 | |
2b |
103,3 |
104,0 |
105,0 | |
Экспорт, всего млрд. долларов США |
||||
1а |
285,0 |
303,6 |
312,3 |
322,7 |
2а |
306,6 |
316,5 |
328,8 | |
2b |
342,6 |
379,2 |
418,9 | |
Импорт, всего млрд. дол. США |
||||
1а |
190,3 |
197,2 |
206,6 |
219,7 |
2а |
199,6 |
214,7 |
231,4 | |
2b |
215,1 |
245,9 |
283,1 |
Приоритетами социально-
К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.
Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИИ
Сегодня в управлении
российской экономикой очень серьезную
роль играет инерционный прогноз
экономики, на основании которого по
законодательству должна строиться
концепция долгосрочного
Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Инерционный прогноз, т.е. многовариантный, рассматривает различные сценарии и зависит в основном от набора важных показателей: цена на нефть, инфляция, демография и т. п. От ресурсов и других факторов выводятся темпы экономического роста, а создаваемый в будущем продукт «разбивается» на разные цели: социальные и прочие. Но не все так просто - задаются, как правило, и некоторые социально-экономические нормативы, на которые необходимо выйти в будущем, но все же в основном они зависят от динамики объемов и производительности экономических ресурсов, а не наоборот.
Между тем, некоторую альтернативу такому подходу мы можем видеть в отдельных развитых странах за рубежом, например, в США есть модель прогнозирования, выстраивающая формирование картины будущего от демографической сферы, от трудовых ресурсов, квалификационной структуры, рабочих мест и т. п. Названную схему, конечно, можно считать более социализированной. Понятно, что идеалом социализации общества в прогнозировании была бы система, выстраивающая четкую будущую систему «социального продукта»: благосостояния, социальных программ и благ, конкретных позитивных сдвигов в здравоохранении, питании, обеспеченности жильем, обучении, рекреации и т. п. И под такую систему уже выстраивались и оптимально использовались экономические ресурсы, создавая будущий социальный продукт. То есть, концептуальное и прогнозное решение конкретных социально-экономических проблем на уровне, ясном для простого человека, как раз и доказывает реальную социальную направленность государства, привносит в общественное мнение необходимую стабильность и является важным фактором обеспечения уверенности в завтрашнем дне (особенно если планы систематически выполнять). А уверенность населения в будущем, заинтересованность в завтрашнем дне - мощный социально-психологический фактор повышения трудовой активности и экономического роста. Система планирования и прогнозирования должна быть явно ориентирована на конкретное благо каждого конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели государства.
Чем сегодня качественно отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это ориентация на предвидение решений конкретных социальных, социально-экономических проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно - в развитом хозяйстве собственно, экономический механизм не является зоной столь пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко.
В России этот процесс отладки и балансировки рыночного механизма продолжается, но нетрудно заглянуть в недалекое будущее и понять, какое социально-экономическое прогнозирование и планирование у нас будет, каким оно должно стать. Сначала несколько слов о специфике развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных проблемах. Во-вторых, такое планирование и прогнозирование должно быть прозрачным - каждый гражданин при желании должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как и какие решения принимает, кто за что реально отвечает. Более того, сам процесс будущего прогнозирования должен носить более демократический характер - в нем при желании должны свободно принимать участие не только соответствующие госструктуры, но и независимые организации, эксперты; возможно широкое проведение опросов населения об облике желаемого будущего, пожеланиях и опасениях, о целях развития и способах их достижения.
Будущее прогнозирование будет ориентировано на общие концептуальные качественные цели, выстраивать соответствующие стратегии, анализировать многовариантные сценарии развития, учитывать вероятностный характер развития (который в последнее время резко усиливается) и систему рисков (особенно военно-политические факторы и возросшую катастрофичность мирового развития), непредсказуемость многих событий. Конкретное решение проблем детализируется в крупных народнохозяйственных проектах и программах. В перспективе, по мере развития планирования и прогнозирования возможно реальное программирование и открытое планирование включения/выключения экономических регуляторов в зависимости от состояния системы устанавливаемых индикаторов развития - в этой ситуации население и бизнес будет чувствовать себя все более уверенно и не опасаться завтрашнего дня.
Во многом система прогнозирования и планирования будет сближаться с публичной политикой. Регуляторы рыночной экономики по мере ее развития будут носить все более экономический, косвенный, нежесткий характер, заменяя прямое администрирование; законодательная система стабилизируется; приблизится к мировым стандартам институциональная среда.
Далее рассмотрим качественное, смысловое наполнение будущей системы прогнозирования. Конечно, это будет более социализированная, более обращенная на развитие человека система с соответствующими социально-экономическими критериями. На первом месте в концепциях и прогнозах будут стоять нормативы повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические параметры, конкретные цели развития социального обеспечения и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, рекреацией, развитие прав и свобод, защиты и безопасности в т.ч. экологической, обеспечение социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку, снижение степени дифференциации благосостояния.
Вместе с тем, по мере
развития экономики, все большую
значимость по сравнению с экономическими
ценностями в прогнозах и концепциях
должны иметь конкретные цели по формированию
новой системы социально-
Важнейшими критериями становятся обеспеченность всего населения культурными, научными, образовательными, информационными благами, развитие интеллектуальной сферы и индивидуального творчества и предприимчивости. В качестве средств достижения поставленных целей в первую очередь станут рассматриваться не потенциально возможные ресурсные вложения, а развитие фундаментальной и прикладной науки, инновационные процессы, формирование новых принципов доверия, государственно-частного партнерства, партнерских отношений в обществе, консолидации общества на базе общих социально-политических и культурных ценностей.
Под указанные цели и задачи и должен подстраиваться экономический блок, постепенно перестающий доминировать в общественном сознании как самоценность.
Однако, в перспективе
сам экономический блок претерпевает
серьезные структурные
Необходимой инфраструктурой
развития человеческого фактора
в экономике становится система
непрерывного образования во взаимосвязи
с совершенствованием и расширенным
внедрением общедоступных информационно-
Другой качественно
важный блок будущей системы
В принципе, в будущем
наукоемкость продукции, работ, услуг,
любых видов деятельности будет
неуклонно возрастать и косвенно
свидетельствовать о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.
Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование