Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа
В этой попытались определить базовые понятия бюджетного планирования не только в частных и местных предприятиях, но и попытался взглянуть изнутри, как начиналась сложная организация управления деятельностью людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).
Введение
Основные понятия бюджетного планирования
Бюджетное планирование в России
Бюджетное планирование в предприятии
Теоретические основы управления предприятием
Факторы, влияющие на бюджетное планирование
Виды систем бюджетов
Основные направления
Основные этапы составления бюджета предприятия
Схема процесса бюджетирования компании
Центры финансовой ответственности
Виды бюджетов
Направления эффективного бюджетирования
Бюджетный комитет
Функции и роль в организации предприятия
Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета
Бюджет продаж
Бюджет производства
Бюджет запасов готовой продукции
Бюджет прямых затрат на сырье и материалы
Бюджет доходов и расходов
(Прогнозный Отчет о прибыли)
Заключение
Литература
Внедрение
системы бюджетного управления –
достаточно длительный процесс, связанный
с информационным и организационно-
Общие цели и задачи, которые решаются при внедрении методов бюджетного планирования и управления на отечественных предприятиях:
В условиях конкретного предприятия важно определиться с тем, какие задачи призвано обеспечить бюджетирование. Эти задачи должны соответствовать главным финансовым и нефинансовым целям предприятия.
Практическими задачами разработки и внедрения бюджетирования на первых этапах являются:
Важно, чтобы назначение бюджетирования на предприятии было оформлено в виде внутренних нормативных документов.
Виды систем бюджетов
Основные направления
Бюджеты
могут составляться для предприятия
(компании) в целом, для направлений
бизнеса в многопрофильных
Операционный бюджет – это система бюджетов, отражающих текущую (производственную) деятельность компании и характеризующих доходы или расходы по операциям на плановый период для сегмента или отдельной функции организации.
Общий (основной,
сводный) бюджет – это скоординированный
по всем подразделениям и функциям
план работы компании в целом, объединяющий
блоки отдельных бюджетов и дающий
необходимую информацию для принятия
и контроля управленческих решений
в области финансового
Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале бюджетного периода бюджет представляет собой план или норматив; в конце и в течение бюджетного периода он служит средством контроля, с помощью которого менеджмент может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.
Важнейшей составляющей системы бюджетов предприятия является бюджет денежных средств, позволяющий планировать и контролировать финансовые потоки компании, составлять планы финансирования ее текущей деятельности. Основная цель составления бюджета денежных средств - определение моментов времени, в которые у компании будет недостаток или избыток денежных средств, для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.Для более точного расчета объема денежных средств менеджерам компании необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов.
Процесс бюджетирования должен осуществляться в трех направлениях:
На основании
бюджетов отдельных подразделений
определяется ставка распределения
их накладных затрат между отдельными
видами продукции. Это дает возможность
составить нормативную
Основные
этапы составления бюджета
Для успешного
внедрения методики бюджетирования
важно выполнение предприятием необходимых
организационных предпосылок, в
первую очередь по сбору и анализу
информации управленческого учета.
Как показывает опыт, выполнение организационных
предпосылок внедрения
Как было отмечено выше, сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых могут быть четко определены и закреплены в ответственность за руководителем соответствующего ранга. Поэтому все начинается с организационного анализа предприятия и определения центров ответственности (бюджетных центров), то есть финансовой структуризации предприятия, четкого определения экономических показателей (вплоть до конкретных статей затрат), которые должно контролировать каждое структурное подразделение.
Бюджетирование
– сложная организационная
Бюджетирование
– прежде всего новая управленческая
технология. Но не следует думать, что
внедрение бюджетирования требует
некой “управленческой
Анализ организационной структуры и основных бизнес-процессов управления и планирования в ходе финансовой структуризации позволяют менеджменту компании задуматься над их более оптимальной организацией. Точно так же анализ издержек и себестоимости позволяют выявить “узкие места” и задуматься над издержками. Но так произошло бы и при внедрении других существенных управленческих новаций.
Оргструктура, в свою очередь, влияет на документооборот внутри предприятия и обеспечивает кодирование документов, что важно для автоматизации обработки информации.
На следующей странице (стр.15) представлена схема Функции планирования. Процесс бюджетирования компании.
Общий процесс составления бюджета включает в себя 3 этапа:
Центры финансовой ответственности
В первую
очередь необходима группировка
подразделений как центров
Центры финансовой ответственности - это подразделения предприятия, руководители которых несут ответственность за их деятельность на протяжении определённого периода времени. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя ответственность и за затраты, связанные с выполнением этих функций. Определив структуру статей расходов, т.е. принципы группировки, состав и степень их детализации, закрепив ответственность за них, компания в дальнейшем может четко определить, за счет каких конкретных статей складывается общая величина расходов, за счет чего происходят отклонения, и кто за них отвечает.
В зависимости от степени ответственности и полномочий, которые делегируются структурным подразделениям и их менеджерам, центры ответственности делятся на:
Центр издержек - это подразделение, руководитель которого отвечает за издержки, влияет на них, но не влияет на доходы подразделения, объём капиталовложений и не отвечает за них (производственные и вспомогательные цеха, большинство служб и отделов предприятий).
Центр доходов - это подразделение, руководитель которого несёт ответственность не только за издержки, но и за доходы (в первую очередь отдел продаж или служба маркетинга, финансовая служба).
Центр инвестиций
- это центр ответственности, руководитель
которого контролирует издержки, доходы,
финансовые результаты, а также инвестиции.
Для промышленных предприятий среднего
масштаба, не имеющих разветвленной
структуры самостоятельных
По каждому центру ответственности ведется учет только затрат, или затрат, доходов и финансовых результатов. При этом схема учета затрат базируется на их делении на переменные и постоянные, прямые и непрямые, контролируемые и неконтролируемые.
В ответ
на часто высказываемые опасения
руководителей предприятий
Как показывает
опыт, на первых этапах внедрения бюджетирования
выявляются управленческие, организационные
и даже понятийные, “ментальные” проблемы.
Так, часто возникает смешение понятий
и целей, стоящих перед бизнес-
Продолжительность бюджетного периода (горизонта бюджетирования) определяется отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия, а также особенностями макросреды, в которой оно функционирует.