Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа
В этой попытались определить базовые понятия бюджетного планирования не только в частных и местных предприятиях, но и попытался взглянуть изнутри, как начиналась сложная организация управления деятельностью людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).
Введение
Основные понятия бюджетного планирования
Бюджетное планирование в России
Бюджетное планирование в предприятии
Теоретические основы управления предприятием
Факторы, влияющие на бюджетное планирование
Виды систем бюджетов
Основные направления
Основные этапы составления бюджета предприятия
Схема процесса бюджетирования компании
Центры финансовой ответственности
Виды бюджетов
Направления эффективного бюджетирования
Бюджетный комитет
Функции и роль в организации предприятия
Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета
Бюджет продаж
Бюджет производства
Бюджет запасов готовой продукции
Бюджет прямых затрат на сырье и материалы
Бюджет доходов и расходов
(Прогнозный Отчет о прибыли)
Заключение
Литература
Виды бюджетов
Направления эффективного бюджетирования
Для рационального сочетания краткосрочного и оперативного планирования, с учетом специфики промышленных предприятий могут использоваться следующие виды бюджетов:
Месячный бюджет – составляется на следующий месяц с подекадной или понедельной разбивкой, входит составной частью в трехмесячный бюджет и является основным рабочим (оперативным) планом для управления текущей деятельностью предприятия.
Трехмесячный “скользящий” бюджет – составляется на квартал с разбивкой по месяцам, бюджет первого месяца – подекадный (понедельный). По итогам прошедшего месяца происходит “сдвиг” планового горизонта на один месяц.
Годовой бюджет – составляется в конце года на следующий год, с учетом “бюджетных рамок” долгосрочного бизнес-плана для планируемого года.
Часто говорят о формулировании миссии предприятия для правильного определения горизонта планирования, о безусловной важности для бюджетирования дальних стратегических целей. Но не будем останавливаться на красивом декларировании миссии компании. Основное, что ограничивает горизонт планирования – это неопределенности рынка, недостаточная точность маркетинговых прогнозов. Финансовый менеджмент, анализ затрат и организация планирования и контроля планов тут ни при чем.
Безусловно,
существует примат стратегического
планирования над оперативным управлением,
и текущая деятельность предприятия
определяется стратегическими целями,
а не наоборот. Бизнес-планирование
увязывает стратегическое планирование
бизнеса с планированием
Для решения оперативных практических задач управления предприятиями использование бюджетирования эффективно в следующих направлениях:
1) Управление оборотными активами:
2) Привлечение
краткосрочных и долгосрочных
внешних источников
3) Внутрипроизводственный учет и контроль:
Система бюджетного управления включает в себя:
Таким образом, бюджетирование содержит существенную организационную компоненту. Для управления бюджетированием целесообразно создание на предприятии Бюджетного комитета и назначение руководителя комитета (директора по бюджету, бюджетного координатора).
Бюджетный комитет
Функции и роль в организации предприятия
Бюджетный
комитет - это постоянно действующая
группа менеджеров, которая занимается
тщательной проверкой стратегических
и финансовых планов, дает рекомендации,
разрешает разногласия и
Бюджетный комитет координирует работу различных служб предприятия по разработке операционных бюджетов. Непосредственную подготовку бюджетов и предоставление исходных данных для бюджетов должны осуществлять отделы и службы предприятия.
Функции бюджетного комитета:
Некоторым аналогом такого совещательного органа управления может быть широко ранее распространенное на предприятиях “постоянно действующее производственное совещание” (ПДПС). Перечень менеджеров и сотрудников-экспертов, входящих в бюджетный комитет, предприятие устанавливает самостоятельно. Это должны быть люди, играющие ключевую роль при планировании деятельности предприятия, которые в силу должностных обязанностей обязаны заниматься согласованием, корректировкой и контролем выполнения планов.
Руководит работой бюджетного комитета, как правило, финансовый директор предприятия. Необходимо также назначение должностного лица предприятия, которое отвечало бы за текущую работу по управлению бюджетированием – бюджетного координатора или директора по бюджету (в западных компаниях традиционно такого менеджера называют офицер по бюджету).
Бюджетный координатор (директор по бюджету) отвечает за:
Бюджетный
координатор выступает в
Ничего
не будет получаться также без
регламентации процесса бюджетирования:
определения информации для составления
бюджета, сроков представления этой
информации и ответственных за это
лиц, регламентации на уровне должностных
инструкций места каждого исполнителя
в системе составления
Итогом
усилий по организации бюджетирования
является разработка графика документооборота.
Необходимо увязать все процедуры
и регламенты бюджетирования, усилия
отдельных структурных
Набор инструкций,
отражающих политику, организационную
структуру предприятия, разделение
прав, обязанностей и ответственности
исполнителей по вопросам бюджетного
планирования и управления обычно называется
Руководство по бюджету (Бюджетный
регламент). Эти инструкции выполняют
функцию стандарта предприятия -
свода правил и рекомендаций для
составления бюджетных
Нет нормативных
документов, которые регламентируют
внутренние стандарты на предприятии.
Каждое предприятие положения
В применении к бюджетированию, в стандартах предприятия (Бюджетном регламенте) должны быть определены:
Проблема информационной базы бюджетирования пересекается с организационными вопросами. Для составления бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая существует в разрозненном виде в различных подразделениях. Функции сбора экономической информации рассредоточены по разным службам: планово-экономическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел (или выполняющим их функции, вне зависимости от названия). В их функции не входит разработка нормативов распределения накладных затрат, являющихся частью информационной базы.
Необходима ревизия существующих на любом предприятии внутренних плановых и отчетных форм, их унификация, оптимизация количества таких форм, их содержания и правил документооборота. Для упрощения и ускорения составления и контроля основного бюджета предприятия необходимо стандартизовать формы представления плановых и отчётных данных, что позволит лучше координировать работу прежде всего плановой службы, финансового отдела, бухгалтерии, отделов продаж, снабжения и производственных подразделений.
Особая
роль при разработке бюджетов предприятия
отводится планово-
При внедрении бюджетирования возрастает роль финансовой службы (отдела, группы) как основного подразделения, отвечающего за анализ и контроль графиков поступления и расходования денежных средств в составе операционных бюджетов, составление и контроль основного финансового бюджета – бюджета движения денежных средств, разработку плана финансирования и представление его для утверждения руководству.
Возможно,
крупным предприятиям следовало
бы применить структуру
Предлагаемая
организационная структура “
Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета
Бюджет продаж
Номенклатура
выпускаемой продукции
При планировании продаж важно учитывать относительную прибыльность продукции (данные ассортиментного анализа).