Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:13, лекция
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.
Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной
системы - единство правовой базы,
денежной системы, форм
2) принцип разграничения
доходов и расходов между
3) принцип самостоятельности
бюджетов - а) право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного
самоуправления на каждом
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;
5) принцип сбалансированности
бюджета - объем предусмотренных
бюджетом расходов должен
6) принцип эффективности
использования бюджетных
7) принцип гласности
- обязательное опубликование в
открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их
исполнении, полнота представления
информации о ходе исполнения
бюджетов; открытость для общества
и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов,
в т. ч. по вопросам,
вызывающим разногласия либо
внутри законодательного
8) принцип
достоверности бюджета - надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей
9) принцип адресности
и целевого характера
бюджетных средств - бюджетные
средства выделяются в
Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
Целями
организации системы
Под бюджетным выравниванием понимается сбалансированность бюджетных статей и бюджетов различных уровней. Бюджетное выравнивание (сбалансированность) бывает двух типов: 1) горизонтальное; 2) вертикальное. Горизонтальное выравнивание (сбалансированность) – это разделение налогов между субъектами РФ в пропорциональных объемах. Цель горизонтального выравнивания – устранение (снижение) неравенства в сфере налогообложения между различными регионами и муниципалитетами. Горизонтальное выравнивание в своем функционировании должно учитывать разделение населения по уровню получаемых доходов, социальной защищенности и потребностям в государственной поддержке, пособиях, субсидиях и т.д. Вертикальное выравнивание – это выравнивание возложенных на конкретный бюджетный уровень расходных обязательств и доходного потенциала данного бюджета (налоговых поступлений), т.е. сбалансированность возможностей и обязательств бюджета.
Государственный бюджет - расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К основным
видам налоговых доходов
• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
• налоги на совокупный доход;
• налоги на имущество;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• налоги на внешнюю торговлю
и внешние экономические
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
• государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.
Расходными статьями бюджета выступают расходы :
-на государственное управление;
-на военные нужды;
-на социально-экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;
-на хозяйственную
-на осуществление
Бюджетный дефицит – когда расход превышает над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экон-ки и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных
налогов, поступающих в
3. Увеличение бюджетных расходов.
Противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
Профицит может возникнуть следующим образом:
- если бюджет составляется
- если запланированная сумма
доходов изначально превышает
сумму расходов, при том, что
расходы удовлетворяют
- если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
- если в целях получения
3. Закон предложения, закон спроса. Рыночное равновесие, уравновешивающая функция цены. Излишки потребителя и производителя.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при кот-ом спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.
Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением.
Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.
Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле – продажи согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведённом случае равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительных излишек у продавцов и не создавая ощутимого дефицита продукта для потенциальных покупателей. Таким образом, именно комбинация свободных индивидуальных решений формируют равновесные цены. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить установленную цену за определённую единицу товара, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, этого сделать не смогут. Точно также любой продавец, который желает и в состоянии реализовывать товар, может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут этого делать.