Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:13, лекция
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.
Воздействие государственных механизмов
регулирования международной
Излишек потребителя— разность м/у рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар.
Излишек производителя— разность м/у текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
4. Издержки производства: экономические и бухгалтерские. Краткосрочные и долгосрочные издержки.
Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.
С точки зрения измерения стоимости затраченных (потребленных) производственных ресурсов выделяют бухгалтерские и экономические издержки.
Бухгалтерские издержки — сумма выплат, осуществляемых предприятием за приобретенные производственные ресурсы. Они включают только явные издержки и оцениваются в фактических ценах их приобретения.
Основные статьи бухгалтерских издержек:
1)материальные затраты - оплата сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
2) затраты на оплату труда - зарплата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами;
3) отчисления на социальные нужды - отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд содействия занятости и т.п.;
4) амортизация - отчисления по установленным законодат-вом нормам, отражающие износ оборудования, зданий и т.п.;
5) прочие затраты - комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; % за кредит, арендные платежи; оплата работ и услуг, оказываемых другими фирмами; налоги и сборы, включаемые законодательством в издержки производства.
Величина бухгалтерских
Существует другой подход
к оценке затрат ресурсов - концепция
альтернативных издержек (или издержек
упущенных возможностей). Согласно
ей издержки - это ценность других
благ, которые можно было бы
получить при наиболее
Описанный метод оценки
Альтернативные издержки
В теории фирмы важную роль играет фактор времени.
Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.
Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, кол-во используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль - число функционирующих в ней фирм.
В краткосрочном периоде при выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие - переменный.
Постоянные издержки (FC) –это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Более того, они имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. К ним относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Переменные издержки (VС) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т. п.
В отличие от постоянных
издержек, величина которых не
зависит от изменения
5. Измерение объема
национального производства. ВВП
и добавленная стоимость (
В макроэкономике (по сравнению с микроэкономикой) происходит укрупнение при измерении объема национального производства
При этом учитывается, что
а) в макроэкономике не рассматриваются отдельные товары, поэтому при расчете объемов производства используются не натуральные единицы (например, шт./год), а стоимостные (например, руб./год);
б) цены на разные товары меняются, поэтому для оценки динамики объемов производства рассчитываются не номинальные показатели (в текущих ценах), а реальные (в сопоставимых ценах).
Основные варианты
измерения объемов
• ВНП (валовой национальный продукт);
• ВВП (валовой внутренний продукт);
• ЧНП (чистый национальный продукт);
• НД (национальный доход).
Основным показателем при
Базовым методом расчета ВВП является метод по конечным товарам и услугам. главный макросубъект в экономике – это домохозяйства. Не домохозяйства существуют для бизнеса, а бизнес для домохозяйств.
При расчете ВВП используется косвенный производственный метод, основанный на добавленной стоимости.
Под добавленной стоимостью (ДС) понимается выручка за вычетом материальных затрат.
• валовой внутренний продукт (ВВП) – это сумма добавленной стоимости (добавленных ценностей), созданная за определенный период времени всеми макроэкономичнскими субъектами, ведущими производство на территории страны.
• валовой национальный продукт (ВНП) – это сумма добавленных ценностей (добавленной стоимости), созданных с использованием факторов производства, принадлежащих гражданам страны (резидентам) вне зависимости от места расположения предприятия (внутри страны или заграницей).
• чистый национальный продукт (ЧНП) – это ВНП за вычетом материальных ценностей, которые необходимы для простого воспроизводства бизнеса.
Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).
В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:
РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).
Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:
• налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;
• нераспределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;
• оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.
Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.
Личные потребительские расходы (С в системе национальных счетов) – расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров (исключая покупку недвижимости).
Процентные выплаты
Конечное потребление
Конечное потребление
а) конечное потребление единиц - резидентов, находящихся на экономической территории данной страны;
б) конечное потребление домашних хозяйств - резидентов за рубежом;
в) конечное потребление домашних хозяйств - нерезидентов на экономической территории данной страны.
6. Налоговое регулирование экономики. Элементы налога. Принципы налогообложения. Виды налогов, прямые и косвенные налоги.
Налоги - это система обязательных платежей предприятий, организаций и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом.
1.Принцип справедливости налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.
2.Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.
3.Принцип
всеобщности и равенства
4.Принцип равного налогового бремени. Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
5.Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных .
Элементы налогообложения:
– объект налогообложения;
– нал. база;
– нал. период;
– нал. ставка (ставки);
– порядок исчисления;
– порядок и сроки уплаты.
В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся: