Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:20, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение
Бюджетное устройство Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Содержание
Введение
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение
2
Введение.
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические
и политические реформы, проводимые
в Беларуси с начала девяностых годов
XX века, также не могли не затронуть
сферу государственных
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь на 2004 и 2005 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам. Также использовалась литература, посвященная этому вопросу и видения путей его развития. В частности были использованы и проанализированы работы Сэмуэльсона и Нордхауса, Сорокиной, Дорнбуша и Фишера, Ковалевой, Яндиева и других авторов, чьи работы затрагиват вопрос о составе и механизме функционирования государственного бюджета.
В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "...основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств".
В "Основах теории финансов"
под редакцией Л.А. Дробозиной
бюджет рассматривается как "
Наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В. Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики Беларусь": "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета".
Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.
Закон Республики Беларусь "О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах"
в разделе "Основные
термины и определения"
представляет бюджет
как "основной
финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
1.
Бюджетное устройство
Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективных распределительных
отношений, выполняя специфическое
общественное назначение - по удовлетворению
потребностей общества и его государственно-
-государственный
бюджет является особой
-с помощью
бюджета происходит
-пропорции
бюджетного перераспределения
стоимости определяются
-область
бюджетного распределения
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).
Государственный
бюджет является исторической категорией,
появившейся с возникновением государства
и развитием товарно-денежных отношений,
он задействован в разных эпохах для обеспечения
выполнения общегосударственных функций.
Поэтому сущность бюджета как экономической
категории не меняется в зависимости от
смены общественных формаций, но на его
содержание и роль влияют объективные
и субъективные факторы. Среди объективных
первостепенное значение имеет уровень
развития производительных сил, экономический
потенциал страны, характер производственных
отношений, экономические, природные,
социальные особенности и др. К субъективным
факторам относятся тип государства, политика
правительства в конкретном периоде и
соответственно выдвинутые им приоритеты
развития, уровень экономической науки
и др. Бюджеты разных стран имеют схожую
структуру доходов (их формирование по
большей части за счет налогов) и расходов,
несмотря на любые национальные и другие
особенности.
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
Центральное
место в бюджетном устройстве
занимает бюджетная система, которая
представляет собой совокупность отдельных
самостоятельных бюджетов регионов, объединенных
в государственном бюджете.
Структура
бюджетной системы
Вышестоящий бюджет – бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.
Нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей территориально – административной единицы.
Консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет.
Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.
Бюджетная
система основывается на принципах
единства, самостоятельности, гласности,
полноты и реальности всех бюджетов.
Принципы бюджетной системы в Республике Беларусь
Единство бюджетной системы обеспечивается единой экономической и политической основой. Это выражается в том, что финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике.
Единство
бюджетной системы
Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.