Бюджетное устройство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение
Бюджетное устройство Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  единство бюджетной системы не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.

     Реальность  бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объемов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

     Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовой (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенный к государственным секторам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

     Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их использование возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

     Все основные принципы организации бюджетной системы закреплены в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь». В соответствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

     Распределение доходов и расходов между бюджетами.

     Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь определен законом Республики Беларусь « О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» и закреплен в законе Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь».

     Распределение доходов и расходов между бюджетами  отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.

     В основу распределения доходов и  расходов между бюджетами положены принципы: значимости, подчиненности (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.

     По  принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, а также финансирование программ и мероприятий, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты – местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.

     Доходы, поступившие в республиканский  бюджет, называются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами и налогами. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются  для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). В случае, если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги.

     В тех случаях, когда собственные  доходы и отчисления от государственных доходов и налогов не обеспечивают сбалансирование доходов и расходов бюджетов, применяются дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов.

     В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль  предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно – территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета. Для укрепления финансовой базы местных бюджетов часть прибыли предприятий республиканского значения поступает в их фонды. Аналогично из республиканского бюджета финансируются предприятия, учреждения республиканского подчинения, из местных бюджетов – находящиеся в ведении местных Советов депутатов.

     Значительная  часть доходов и налогов зачисляется  в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета депутатов. Одновременно из местных бюджетов финансируются предприятия, организации, относящиеся к коммунальной сфере (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники и т.д.), расположенные на территории данного местного Совета.

     1.2.1 Республиканский  бюджет

     Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

     Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом  Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

     Из  средств республиканского бюджета  могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

     Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  города Минска утверждается законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Доходы  республиканского бюджета.

     Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства.

     В доходы республиканского бюджета включаются:

     регулирующие  доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

     доходы  от внешнеэкономической деятельности;

     поступления от разбронирования государственных  запасов и резервов;

     доходы  государственных целевых бюджетных  фондов;

     трансферты, получаемые от других государств в  соответствии с заключенными договорами;

     доходы  свободных экономических зон;

     другие  доходы в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

     Следует отметить, что в Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (около 93%).    Расходы республиканского бюджета

     Из  республиканского бюджета финансируются:

     капитальные вложения в объекты, относящиеся  к республиканской собственности;

     природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

     мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

     общегосударственные программы по социальной защите населения;

     другие  общегосударственные целевые программы;

     затраты, связанные с внешнеэкономической  деятельностью;

     государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

     затраты по закладке и обновлению государственных  запасов и резервов;

     расходы на содержание республиканских государственных  органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

     национальная  оборона, пограничные войска, таможенные органы;

     погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;

     погашение внешнего долга и уплата процентов  по кредитам, полученным от иностранных  государств и банков, международных  финансовых организаций;

     образование резервных и государственных  целевых бюджетных фондов;

     выдача  займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

     расходы свободных экономических зон;

     расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

     другие  расходы, предусматриваемые в республиканском  бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

     Проект  закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в Парламент Республики Беларусь вносит Президент Республики Беларусь.

     Исполнение  и контроль за исполнением  республиканского бюджета

     Министерство  финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

     На  основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись.

     Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.

     Средства  от превышения доходов над расходами, полученные при исполнении республиканского бюджета после формирования в полном объеме оборотной кассовой наличности, используются в следующем финансовом (бюджетном) году Правительством Республики Беларусь.

     Временно  свободные денежные средства республиканского бюджета могут быть размещены в банке на депозитном счете, вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использоваться на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     В случае возникновения временных  кассовых разрывов при исполнении бюджетов областей и города Минска из республиканского бюджета по ходатайствам областных (Минского городского) исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов займы и ссуды, которые должны быть возвращены в установленные сроки в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

     Контроль  за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

     В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета  контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.

     Отчет об исполнении республиканского бюджета

     Государственная отчетность по исполнению республиканского бюджета представляется в статистические органы в установленные сроки.

Информация о работе Бюджетное устройство РБ