Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:40, реферат
Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. Помимо денежных средств государства (бюджета) в финансовую систему входят финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).
Бюджетная система РФ
Бюджетная система Российской Федерации состоит из 3 уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;
2) бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
3) бюджеты муниципалитетов.
Принципы бюджетной системы:
- единство бюджетной системы;
- разграничение расходов
и доходов между уровнями
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- полнота отражения
доходов и расходов бюджетов
разных уровней, бюджетов
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономичность
использования бюджетных
- общее покрытие расходов бюджета;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер.
Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит.
Сбалансированность – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Причины дефицита – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда; в росте расходов без учета финансовых возможностей государства; в высоком уровне расходов непроизводственного характера; инфляция; нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Виды дефицита:
- структурный дефицит
(полной занятости) – это
- циклический - это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Существует три традиционных способа покрытия дефецита:
-денежная эмиссия,
или «сеньораж», т.е. создание
резервов коммерческих банков, которые
концентрируются в ЦБ и могут
быть использованы для
- выпуск госзаймов, осуществляемый с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей);
- ужесточение налогообложения.
Все способы делятся на эмиссионные и неэмиссонные. Эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществляется ЦБ, который вправе с законом о бюджете предоставлять Правительству РФ кредиты – денежная эмиссия, кредиты ЦБ. Неэмиссионные – заемные средства с кредитного рынка, и привлеченные, включая доходы от приватизации, от реализации государственных запасов драг. металлов и камней.
Представленные выше источники покрытия бюджетного дефицита называют внутренними источниками.
Внешние источники:
- средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке;
- кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций.
В экономической теории имеется следующие концепции к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция исходит из того, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Если в стране длительная безработица, значит доходы населения упали и налоговые поступления сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может или повысить ставки налогов или сократить расходы. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Вторая концепция исходит из того, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Если в стране экономический спад, чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит.
Третья концепция состоит в том, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное обеспечивать макроэкономическую стабильность.
Финансовая политика нашего государства ориентируется на первую концепцию.
Государственный долг – эта сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия – неравенство в доходах разных социальных групп, повышение налогов, сокращение капиталовложений внутри страны.
Среди главных стратегических направлений сокращения дефицита бюджетов можно выделить следующие:
- развитие экономики;
- реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
- совершенствование налоговой
системы и системы
- усиление контроля
за собираемостью налогов, за
целевым и экономичным
- четкое законодательное
разграничение компетенции
Регулирование межбюджетных отношений в РФ.
Бюджеты всех уровней взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Под межбюджетными отношениями понимают отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Доходы территориальных бюджетов представлены собственными и регулирующими.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (налоговые доходы и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления).
Собственные доходы имеют меньший удельный вес в доходах территориальных бюджетов, поэтому для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле. В бюджетной сфере используются в основном социальные трансферты – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственных и муниципальных бюджетов, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.[
Фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, также используются дотации, субвенции и субсидии.
1 Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности. // Экономист. — 2010. — №5. — С.7,9.
2 Там же, С. 10.
3 Бюджетный кодекс РФ
Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства