Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:42, курсовая работа
Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.
Введение
1 Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику
1.1 Социальная политика и ее содержание
2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика»
2.1 Основные подходы к формированию бюджетных расходов
3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика (Нижегородская область)
Заключение
Список литературы
Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.
Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.
Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Таким
образом, в настоящее время при проведении
мероприятий государственной социальной
политики в Российской Федерации обеспечивается
реализация принципов адресности и нуждаемости,
а формы предоставления социальной помощи
и социального обслуживания взаимосвязаны
с экономическими, демографическими, политическими
и другими необходимыми факторами.
2
Совершенствование
методов планирования
расходов по отрасли
«Социальная политика»
Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Cохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
Если в 2008-2009 годах дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,9% к ВВП. В 2011-2013 годах дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,7-1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.
В
федеральном бюджете
2.1
Основные подходы к
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
-
безусловное исполнение
-
обеспечение
-
обеспечение обязательств в
При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующий подход: концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, пересмотром сроков решения поставленных задач, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей
В
целях реализации Программы
по повышению эффективности
бюджетных расходов
до 2012 года в текущем году одновременно
с проектом федерального бюджета на 2011-2013
годы в Государственную Думу представляется
аналитическое распределение бюджетных
ассигнований по государственным программам,
перечень которых определен Правительством
Российской Федерации.
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» с 3316,4 млрд. руб. в 2010г. До 2940,5 млрд. руб. в 2011 году вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год ( 3185,8 млрд. руб. в 2012г., 3437,5 млрд. руб. в 2013 г.)
В
целом объем бюджетных
В 2011-2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 875,9 млрд. рублей, в 2012 году – 959,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 084,4 млрд. рублей.
Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 341,7 млрд. рублей, в 2012 году – 2 561,4 млрд. рублей, в 2013 году – 2 803,4 млрд. рублей (таблица 2).
Таблица 2
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
Всего | 2 500,1 | 2 341,7 | 93,7 | 2 561,4 | 109,4 | 2 803,3 | 109,4 |
в том числе: | |||||||
Пенсионное обеспечение | 2 034,8 | 1 799,4 | 88,4 | 1 982,1 | 110,2 | 2 188,1 | 110,4 |
Покрытие дефицита бюджета | 1166,3 | 875,9 | 75,2 | 959,4 | 109,4 | 1084,4 | 113,0 |
Компенсация за счет средств федерального бюджета части страхового взноса для организаций малого бизнеса в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве | 72,8 | 69,6 | 95,6 | 78,7 | 113,1 | 56,4 | 71,7 |
Валоризация пенсионных прав граждан | 502,2 | 527,7 | 105,1 | 575,3 | 109,0 | 630,1 | 109,5 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 250,7 | 278,4 | 111,0 | 313,4 | 112,6 | 353,9 | 112,9 |
Материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса | 4,2 | 5,1 | 107,6 | 5,8 | 113,1 | 6,5 | 112,2 |
Федеральная социальная доплата к пенсии | 32,0 | 34,5 | 107,9 | 38,5 | 111,5 | 42,9 | 111,4 |
Возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов | 4,1 | 3,2 | 76,8 | 3,5 | 111,4 | 3,9 | 111,8 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений | 2,5 | 5,0 | 200,0 | 7,5 | 150,0 | 10,0 | 133,3 |
Администрируемые расходы: |
465,3 | 542,3 | 116,5 | 579,3 | 106,8 | 615,2 | 106,2 |
Осуществление ежемесячной денежной выплаты | 305,0* | 365,3 | 119,8 | 385,2 | 105,5 | 404,1 | 104,9 |
Предоставление материнского (семейного) капитала | 102,0 | 120,8 | 118,4 | 132,7 | 109,9 | 144,1 | 108,6 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами | 30,3 | 40,4 | 133,3 | 47,2 | 116,8 | 53,0 | 112,3 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ, а также инвалидов вследствие военной травмы | 11,1 | 10,0 | 90,1 | 9,1 | 90,2 | 8,7 | 95,8 |
Софинансирование
социальных программ субъектов РФ,
связанных с укреплением |
- | 1,0 | - | - | - | - | - |
Иные социальные выплаты | 16,9 | 4,8 | 28,4 | 5,1 | 107,3 | 5,2 | 105,5 |
*- без учета набора социальных услуг
В 2011-2013 годах бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируются без дефицита, покрываемого из федерального бюджета.
В предстоящем плановом периоде предполагается осуществление мер, направленных на дальнейшее обеспечение устойчивости и сбалансированности системы обязательного социального страхования.
В
2011-2013 годах в федеральном бюджете
предусмотрены межбюджетные трансферты
бюджету Фонда социального
С 2011 года в федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования для компенсации выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таблица 3
Бюджетные ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
млрд. рублей
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
Всего | 66,4 | 69,9 | 105,2 | 74,5 | 106,6 | 77,6 | 104,2 |
в том числе: | |||||||
Компенсация
выпадающих доходов бюджета Фонда
в связи с установлением |
0,0 | 5,4 | - | 6,3 | 116,8 | 5,6 | 89,3 |
Администрируемые расходы: | 66,4 | 64,5 | 97,1 | 68,2 | 105,7 | 72,0 | 105,6 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 45,8 | 49,3 | 107,7 | 52,3 | 106,0 | 55,2 | 105,5 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | 8,5 | 7,0 | 82,1 | 7,0 | 100,0 | 7,0 | 100,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 5,3 | 5,7 | 106,7 | 6,0 | 106,0 | 6,3 | 105,3 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний | 1,2 | 1,4 | 116,9 | 1,5 | 107,9 | 1,6 | 107,5 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами | 0,77 | 1,12 | 145,9 | 1,44 | 128,6 | 1,86 | 128,8 |
Оказание государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения | 4,8 | - | - | - | - | - | - |