Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:42, курсовая работа
Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.
Введение
1 Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику
1.1 Социальная политика и ее содержание
2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика»
2.1 Основные подходы к формированию бюджетных расходов
3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика (Нижегородская область)
Заключение
Список литературы
Важнейшей задачей бюджетной политики в области социального обеспечения является создание условий для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2011 году и плановом периоде учтена необходимость обеспечивать исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица 4).
Таблица 4
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств
млрд. рублей
|
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
Публичные нормативные и приравненные к ним обязательства-всего | 434,9 | 468,0 | 107,6 | 479,7 | 102,5 | 483,6 | 100,8 |
Публичные нормативные обязательства - всего | 268,7 | 296,6 | 110,3 | 301,9 | 101,8 | 306,8 | 101,6 |
Пенсии военнослужащим | 237,9 | 263,7 | 110,9 | 267,3 | 101,4 | 270,8 | 101,3 |
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий | 11,5 | 11,8 | 102,7 | 12,9 | 109,8 | 13,6 | 105,4 |
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний | 8,1 | 9,2 | 113,5 | 9,7 | 106,0 | 10,2 | 105,5 |
Пособие по уходу за ребёнком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий | 2,0 | 2,6 | 131,8 | 2,8 | 106,0 | 2,9 | 105,5 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 0,9 | 0,8 | 87,5 | 0,7 | 93,2 | 0,7 | 93,4 |
Стипендия Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам, а также чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр и чемпионам Сурдлимпийских игр, входившим в состав сборных команд СССР и (или) Российской Федерации | 1,2 | 1,2 | 100,0 | 1,2 | 100,0 | 1,2 | 100,0 |
Иные выплаты, пособия и компенсации | 7,2 | 7,3 | 100,5 | 7,2 | 99,6 | 7,3 | 100,7 |
Обязательства, приравненные к публичным нормативным - всего | 166,2 | 171,4 | 103,2 | 177,8 | 103,7 | 176,8 | 99,4 |
Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения | 88,7 | 77,2 | 87,0 | 74,1 | 96,0 | 72,4 | 97,7 |
Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа | 23,7 | 24,4 | 103,1 | 26,1 | 106,8 | 26,1 | 100,0 |
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих | 21,4 | 26,2 | 122,7 | 32,3 | 123,2 | 32,3 | 100,0 |
Оплата военнослужащим стоимости путевок для их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей | 5,3 | 5,6 | 105,7 | 6,0 | 106,3 | 6,0 | 100,0 |
Выплаты социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионерам субъектов Российской Федерации | 6,5 | 6,9 | 106,5 | 7,3 | 106,0 | 7,7 | 105,5 |
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 6,4 | 7,0 | 109,7 | 7,6 | 108,6 | 7,6 | 100,0 |
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения | 1,1 | 6,2 | 563,0 | 6,2 | 100,0 | 6,2 | 100,0 |
Гранты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области культуры, искусства и средств массовой информации | 3,0 | 3,0 | 100,1 | 3,0 | 100,1 | 3,0 | 100,0 |
Иные выплаты, пособия и компенсации | 10,2 | 14,9 | 145,9 | 15,2 | 102,0 | 15,5 | 102,0 |
При этом в целях сохранения покупательной способности предусматривается увеличение размеров социальных пособий и компенсаций, исходя из прогнозного уровня инфляции в 2011, 2012 и 2013 годах.
С целью подготовки к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов», в соответствии с которой государствам – участникам следует принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, в настоящее время разрабатывается государственная программа «Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями на 2011 – 2015 годы». Планируемый объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы в 2011-2013 годах составит 2,3 млрд. рублей ежегодно.
В
рамках Программы предполагается осуществить
совершенствование
В
целях реализации комплекса мер по оказанию
поддержки детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации, предполагается предоставление
субсидии Фонду поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, который
осуществляет софинансирование программ
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований и некоммерческих организаций,
направленных на профилактику семейного
неблагополучия и социального сиротства
детей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами,
профилактику безнадзорности и беспризорности
детей, преступности несовершеннолетних.
На указанные цели в 2011 году и плановом
периоде, сохраняя объемы финансирования
текущего года, предполагается направлять
по 1,0 млрд. рублей ежегодно.
3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика» (Нижегородская область)
Бюджетная политика правительства области в 2010 году была направлена в первую очередь на сохранение достигнутого уровня социальной поддержки граждан, обеспечение оплаты труда работников бюджетной сферы, безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств и в этих целях на обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов. Бюджет на 2010 год можно назвать бюджетом эффективной оптимизации расходов, причем без ущерба для функционирования сети бюджетных учреждений и социальных выплат населению. Все социально-значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года, остальные – со снижением. Кроме того, в проекте бюджета предусмотрена экономия в целом по фонду оплаты труда в размере 10%; проиндексированы только расходы на уплату коммунальных услуг и аренды (на 20%); сокращены до минимальной потребности расходы на осуществление текущего и капитального ремонта, приобретение оборудования.
Расходы бюджета Нижегородской области на 2011 год по разделу "Социальная политика" определены в сумме 23 млрд. 935 млн. 372,2 тыс. рублей, что составляет 111,2% к бюджету 2010 года, об этом говорится в проекте закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2011 год".
Согласно проекту, удельный вес расходов по разделу в общих расходах областного бюджета составляет 27%.
В 2011 году по отрасли "Социальная политика" будут функционировать 215 государственных учреждений социальной защиты населения, которыми будут оказаны услуги более 2 млн. 312,6 тыс. человек.
Расходы областного бюджета на 2011 год по подразделу "Пенсионное обеспечение" предусмотрены в сумме 132 млн. рублей, что составляет 95,7% к уровню 2010 года.
Уменьшение
объема бюджетных ассигнований по сравнению
с 2010 годом, главным образом, связано
с тем, что в 2011 году в области
не предусмотрена индексация заработной
платы государственным и
Расходы областного бюджета на 2011 год по подразделу "Социальное обслуживание населения" предусмотрены в сумме 3 млрд. 913 млн. 672,2 тыс. рублей, что составляет 110,5% к уровню 2010 года.
На содержание Домов-интернатов для престарелых и инвалидов будет направлено 1 млрд. 530 млн. 207,6 тыс. рублей, что составляет 107,3% к уровню 2010 года, учреждений по обучению инвалидов – 68 млн. 380,9 тыс. рублей, что составляет 117,1% к уровню 2010 года, учреждений социального обслуживания населения – 2 млрд. 285 млн. 083,7 тыс. рублей, что составляет 114,0% к уровню 2010 года.
На
реализацию ОЦП "Развитие социальной
и инженерной инфраструктуры как
основы повышения качества жизни
населения Нижегородской
Расходы областного бюджета на 2011 год по подразделу "Социальное обеспечение населения" предусмотрены в сумме 17 млрд. 984 млн. 964,2 тыс. рублей, что составляет 110,5% к уровню 2010 года.
Расходы по подразделу "Охрана семьи и детства" предусмотрены в сумме 1 млрд. 237 млн. 569,8 тыс. рублей, что составляет 129,3% к уровню 2010 года.
На содержание аппарата управления министерства социальной политики будет выделено 123 млн. 089,9 тыс. рублей, что составляет 117,7 % к уровню 2010 года, на содержание территориальных органов министерства социальной политики – 473 млн. 187,4 тыс. рублей, что составляет 117,4 % к уровню 2010 года.
Как сообщалось ранее, доходы областного бюджета на 2011 год сформированы в объеме 81,4 млрд. рублей, что составляет 117,5% к первоначальному бюджету 2010 года.
Расходы областного бюджета на 2011 год спрогнозированы с учетом планируемого объема поступлений доходов областного бюджета и возможных заимствований для обеспечения покрытия дефицита областного бюджета и составляют 88,5 млрд. рублей (114,9% к первоначальному бюджету 2010 года).
Дефицит областного бюджета на 2011 год составит 7,1 млрд. рублей. Основными видами заимствований для покрытия дефицита бюджета будут являться государственные ценные бумаги Нижегородской области и кредиты коммерческих банков.
Государственный
долг Нижегородской области остается
на экономически безопасном уровне и
составит в 2011 году 35,4 млрд. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.
В
целях создания условий для повышения
уровня жизни населения на основе
устойчивого развития российской экономики,
а также обеспечения
Любой гражданин, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.
Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются: средства государственных внебюджетных фондов; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.
Под мерами социальной поддержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания был рассмотрен на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки.
Формы
и методы планирования и финансирования
расходов на реализацию социальной политики
зависят от целого комплекса факторов,
включая виды расходных обязательств,
источники их финансирования, систему
межбюджетных отношений. Социальная политика
должна быть эффективной, отвечать принципу
адресности, равенства, что предполагает
поддержание установленных стандартов,
включает в себя помощь малообеспеченным,
социальную интеграцию. Важнейшая роль
в финансовом обеспечении мероприятий
социальной политики отведена федеральному
и региональным бюджетам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты