Бюджетные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:39, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Стр.
Введение ...........................................................................................

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ........................................................


Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................

1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ......................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации..........................................................


2.1.Федеральный бюджет Российской Федерации ...........

2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .............

2.3.Местные бюджеты ........................................................

2.4.Внебюджетные фонды ..................................................

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения. ....................................
Заключение .....................................

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

    Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по рпсходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Доходы  бюджета и поступления из источников  финансирования его дефицита не могут быть  увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средст из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

    Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

  1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

    Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

    Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или  или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказанных бюджетными учреждениями , находящимися  в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации , органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи от  бюджетов других уровней бюджетной системы РФ , за исключением бюджетных ссуд  и бюджетных кредитов.

    Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе  по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

    Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

    При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

    Таблица № 1

    Программа государственных внутренних заимствований

    Российской  Федерации  на 2002 год

    Тыс.руб. 

    Внутреннее  заимствование (привлечение\погашение) 

Государственные ценные бумаги : 33 257 127,5
 Привлеченные  средства  151 537 231,0
 Погашение  основной суммы задолженности 118 280 103,5
Иные  долговые обязательства 23 405 731,1
 Привлечение  средств – погашение основной суммы                   задолженности 23 405 731,1
В том  числе:  
Предварительная компенсация сбережений 15 600 000,0
Погашение государственных долговых товарных обязательств 2 000 000,0
Погашение векселей Министерства финансов РФ 4 841 159,2
Прочее погашение 964 571,9
Кроме того:  
Предоставление  государственных гарантий Российской Федерации 36 600 000,0
В том  числе:  
При страховании  гражданской ответственности российских авиаперевозчиков до  1 апреля 2002 года 30 000 000,0
ФГУП  «космическая связь» 600 000,0
Агенство  по ипотечному жилищному кредитованию 2 000 000,0
Прочие 4 000 000,0
 

1.3.Характеристика  отдельных звеньев 

бюджетной системы Российской Федерации 

1.3.1.Федеральный  бюджет Российской  Федерации 

    Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 2002 год были названы:

  • рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 5,5 процента;
  • дальнейший рост  сельскохозяйственного производства;
  • создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
  • сокращение долгов перед федеральным бюджетом как субъектов Федерации, так и юридических лиц, получивших финансовую помощь под гарантии  субъектов Российской Федерации;
  • снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
  • выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
  • рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 6,5 процента;
  • создание равных и предсказуемых условий для всех предприятий вне зависимости от размера, формы собственности и т.д.;
  • поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных ;
  • повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 2001 г. объемов капитальных вложений.

      Конкретное представление об  источниках формирования федерального  бюджета и направлениях расходования  его средств можно получить  из анализа основных положений  федерального бюджета на 2002 г.  Федеральный бюджет на 2002г. был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и по доходам в сумме 2125718,2 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 10950 млрд. рублей и уровня инфляции не более 15,0 % (декабрь 2002г к декабрю 2001 года).

Информация о работе Бюджетные системы