Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:39, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Стр.
Введение ...........................................................................................
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ........................................................
Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................
1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ......................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации..........................................................
2.1.Федеральный бюджет Российской Федерации ...........
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .............
2.3.Местные бюджеты ........................................................
2.4.Внебюджетные фонды ..................................................
3. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения. ....................................
Заключение .....................................
Установлено, что в доходы федерального бюджета на 2002 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Превышение
доходов над расходами
Если взять в сравнение 2001 год, то бюджет на 2001 год был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн.рублей и по доходам в сумме 1193482,9 млн.рублей исходя их объема ВВП 7750 млрд.рублей и уровня инфляции 12 %.
Исполнение федерального бюджета за 2001 год
(предварительные данные )
Бюджет за год | Исполнение за год | % исполнения | |
Доходы | 1 193 482,9 | 1 592 323,1 | 133,4 |
Расходы | 1 193 482,9 | 1 376 229,0 | 115,3 |
Процентные расходы | 239 793,9 | 232 488,8 | 97,0 |
Обслуживание государственного внутреннего долга | 56 640,9 | 46 412,2 | 81,9 |
Обслуживание государственного внешнего долга | 183 153,0 | 186 076,6 | 101,6 |
Профицит | 0 | 216 094,1 | |
Первичный профицит | 239 793,9 | 448 582,9 | |
ВВП | 9 090 200,0 | ||
Профицит к ВВП в % | 2,4 | ||
Первичный профицит к ВВП в % | 4,9 | ||
Доходы федерального бюджета РФ на 2002 г. (выдержка):
Виды доходов | Сумма. |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 1 726 310,10 |
в том числе: | |
Налог
на прибыль (доход) предприятий и
организаций
Налог на добавленную стоимость Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации Налог на игорный бизнес Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Налоги на совокупный доход Лицензионные сборы Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи Прочие налоги, пошлины и сборы |
207 443 ,70
773 508 ,00 221 259 ,80 3 555 ,20 1 009 ,20 1 849
,40 5 677 ,60 804 ,10 920 ,00 183 715 ,70 324 108 ,90 2 458 ,50 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 104 284 ,20 |
в том
числе:
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности Доходы от внешнеэкономической деятельности Доходы от продажи земли и нематериальных активов Штрафные санкции, возмещение ущерба Административные платежи и сборы Прочие неналоговые доходы |
50 472 ,50 47 911 ,90 290 ,00 1 691 ,40 804 ,10 3 114 ,30 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего | 13 893 ,90 |
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ | 281 230 ,00 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 2 125 718 ,20 |
Данные свидетельствуют, что 93% всех доходов бюджета составляют налоговые поступления (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Поступления в федеральный бюджет налога на прибыль уменьшены на 13% по сравнению с 2001 годом. Поступления налога на добавленную стоимость в 2002 году предусмотрены с ростом против 2001 года на 23.1 %.
Важно, что поступления по налогу на прибыль и НДС составят более половины (52%) всех доходов федерального бюджета. В отличие от 2001 года в федеральный бюджет не предусмотрены отчисления от налога на доходы физических лиц, которые в полном объеме зачисляются в доходы бюджетов субъектов Федерации.
В федеральном бюджете на 2002 год платежи за пользование природными ресурсами в 3.8 раза превышают соответствующие поступления за истекший год . Именно вступивший в действие с 1 января 2002 года налог на добычу полезных ископаемых , доминирующей составляющей которого является налог на добычу нефти (93.4%) , обеспечивает значительное увеличение указанных поступлений. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
В доходы федерального бюджета на 2002 год включаются средства целевых федеральных бюджетных фондов: Фонда Министерства по атомной энергии.
Расходы федерального бюджета РФ на 2002 г. (выдержка)
тыс.руб.
Виды расходов | Сумма |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | 56 745 563,3 |
СУДЕБНАЯ
ВЛАСТЬ |
19 111 999,8 |
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
42 858 764,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ОБОРОНА |
284 157 831,5 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА |
173 863 288,3 |
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
30 317 957,1 |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО | 57 707 669,7 |
СЕЛЬСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |
26 821 500,0 |
ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,
КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ |
9 758 799,8 |
ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА | 7 034 319,7 |
РАЗВИТИЕ
РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ |
20 000,0 |
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО | 20 000,0 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ |
8 693 085,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
80 088 334,7 |
КУЛЬТУРА,
ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |
10 292 505,8 |
СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
10 264 830,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 31 908 141,6 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 430 350 521,5 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА | 285 009 298,7 |
ПОПОЛНЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И |
527 305,2 |
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ | 265 406 554,4 |
УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ | 10 315 350,0 |
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ | 500 000,0 |
ИССЛЕДОВАНИЕ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |
9 742 000,0 |
ВОЕННАЯ РЕФОРМА | 16 544 982,8 |
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 68 519 404,0 |
ПРОЧИЕ
РАСХОДЫ |
-3 67 652,2 |
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ | 13 893 900,0 |
РАСХОДЫ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫЕ В ПФР В СЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ЕСН | 281 230 000,0 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 1 947 386 255,4 |
Расходы федерального бюджета 2002 года носят ярко выраженный социально-ориентированный характер. Крупными направлениями расходов будут расходы на социально-культурную сферу, науку, образование, здравоохранение, на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и на пенсионную реформу. Они составляют 19 % общих расходов федерального бюджета на 2002 год при опережающем росте против других расходных показателей. В связи с увеличением размера оплаты труда работников бюджетной сферы законом предусмотрен рост расходов на эти цели в 1.42 раза по сравнению с 2001 годом.
Размер дотаций, выделенных из фонда софинансирования социальных расходов на повышение окладов работников организаций бюджетной сферы предусмотрен в сумме 13720.0 млн.рублей и на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5012.1 млн.рублей. суммарный объем финансовой помощи бюджетов других уровней в 2002 году должен составлять 245.4млрд.рублей или 15.2% общих расходов федерального бюджета против 14.5% - в 2001 году. В бюджете 2002 года впервые предусмотрены средства на выплату дотаций на стабилизацию доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3.0 млрд.рублей.
расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета
Исполнение федерального бюджета за 2 квартал 2002 года
(предварительные данные)
млн.руб.
Бюджетные назначения на I квартал | Исполнение за I квартал | % исполнения бюджетных назначений на 1 квартал | |
ДОХОДЫ | 448 183,1 | 472 658,1 | 105,5 |
РАСХОДЫ (финансирование) | 434 832,6 | 419 075,6 | 96,4 |
Процентные расходы: | 77 830,6 | 78 150,9 | 100,3 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга | 8 394,6 | 8 214,0 | 97,8 |
Обслуживание государственного внешнего долга | 69 535,8 | 69 936,9 | 100,6 |
Непроцентные расходы |
356 902,0 | 340 924,7 | 95,5 |
ДЕФИЦИТ(-) ПРОФИЦИТ (+) | 13 350,5 | 53 582,5 | |
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОФИЦИТ | 91 281,1 | 131 733,4 |
Первый квартал 2002 года оказался успешным для российского бюджета. Рост поступлений в казну связан в основном с зачислением с 2002 года в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации единого социального налога и перераспределение в пользу федерального бюджета большей доли (80%) налога на добычу полезных ископаемых. Больше всего средств государство получило от Министерства по налогам и сборам –322 291,2млн.рублей, которое превысило показатели прошлого года в 1,8 раза. Вместе с тем ГТК принес в казну всего 40 млрд.рублей, что всего на 24 % больше прошлогоднего. На третье место вышел Госкомитет по рыболовству (5,1 млрд.руб) ,реализовавший на аукционах ряд квот на добычу рыбы, таким образом опередивший Минфин около 2 млрд.рублей; Минатом – 2,6 млрд.рублей.
Предварительное исполнение объемов финансирования расходов
федерального
бюджета за 1 квартал 2002
года (выдержка)
млн.руб.
РАСХОДЫ | Бюджетные назначения на 1 квартал | Изменения за 1 квартал | № исполнения годовых бюджетных назначений | % исполнения
бюджетных
назначений на 1 квартал |
Государственное управление | 10 891,3 | 10 837,9 | 19,1 | 99,5 |
Национальная оборона | 54 841,9 | 53 981,4 | 19,0 | 98,4 |
Образование | 17 348,0 | 17 344,5 | 21,7 | 100,0 |
СМИ | 1 909,5 | 1 909,5 | 18,6 | 100,0 |
Социальная политика | 93 605,3 | 93 087,0 | 21,6 | 99,4 |
Из них ПФ РФ | 12 372,9 | 12 372,9 | 25,0 | 100,0 |
Обслуживание гос. и муниципального долга | 77 930,6 | 78 150,9 | 27,4 | 100,3 |
В т.ч. обслуживание гос.и муниципального внутреннего долга | 8 394,8 | 8 214,0 | 14,2 | 97,8 |
обслуживание гос. внешнего долга | 69 535,8 | 69 936,9 | 30,8 | 100,6 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 70 469,2 | 69 667,9 | 26,2 | 98,9 |
.............................. |
||||
Всего расходов | 434 832,6 | 419 075,6 | 21,5 | 96,4 |