Бюджетный метод. Бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:39, контрольная работа

Описание

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

Содержание

1.Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики……………………………………………………………………3
2. Сметный метод………………………………………………………………..12
3. Метод нормативов……………………………………………………………17
4.Расчетно-аналитический метод………………………………………………21
5. Использование бюджетного метода в планировании финансово-экономических показателей…………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………….......26

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по бюджетированию.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металлозавалки), расход ресурса на 1 млн р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы. Финансовые, социальные и экологические нормы и нормативы являются важнейшими регуляторами экономики. Например, с помощью нормативов рентабельности регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов, на базе минимального потребительского бюджета, являющегося обобщающим социальным нормативом, должны устанавливаться минимальная заработная плата, формироваться пенсии, стипендии. Экологические нормы и нормативы служат основой при определении величины экологического налога. Кроме того, они учитываются при создании новой техники и технологии, проектировании строительства новых и реконструкции действующих предприятий, осуществлении мероприятий по охране окружающей среды.

Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые — на перспективу.

На макроуровне применяются в основном укрупненные нормы и нормативы, на микроуровне — подетальные, подетально-специфицированные и индивидуальные нормы. При разработке прогнозов и планов на перспективу предприятия используют групповые нормы, например нормативный расход металла на один трактор (без учета модели трактора) или норма расхода сахара на 1 т кондитерских изделий. Групповые нормы определяются на основе подетальных или индивидуальных норм расхода на единицу конкретного вида продукции путем взвешивания через количество продукции согласно ассортиментному выпуску.

По характеру распространения  нормы подразделяются на местные, отраслевые и межотраслевые.

В действующей практике нормы и нормативы определяются различными методами. Наиболее совершенным является расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Для этого используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные данным методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем — на основе опытов и экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства. Отчетно-статистические нормы должны быть временными, поскольку рассчитываются на основе данных за прошлый период и имеют все недостатки, присущие им. Их иногда называют устаревшими, так как они не отражают достижения НТП в прогнозном периоде и использование резервов производства и подлежат пересмотру. Наряду с рассмотренными методами для формирования норм и нормативов может применяться факторный метод, предполагающий учет факторов, оказывающих влияние на их изменение в прогнозном (плановом) периоде.

Для повышения научного уровня и качества разработки норм и нормативов необходимо совершенствовать нормирование, организацию и технологию подготовки норм и нормативов.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в  основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

  • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
  • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
  • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

 

4.Расчетно-аналитический метод

 

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п.

Расчетно-аналитический метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. 
Ф.п.п=Ф.п.отч×I, 
где Ф.п.п – планируемая величина финансового показателя; 
Ф.п.отч – отчетное значение финансового показателя;  
I – индекс изменения финансового показателя.

 

5. Использование бюджетного метода в планировании финансово-экономических показателей.

Актуальной задачей  любого предприятия является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

В современных рыночных отношениях планирование экономической  деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы  собственности, является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. 
Организация планирования и бюджетирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по планированию и бюджетированию в организации должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. 
Среди основных преимуществ, которых нам дает планирование можно выделить следующие:

  • устранение неопределенности;
  • точное определение целей и действий по их достижению;
  • появление осмысленности в деятельности;
  • избежание ошибок в будущей деятельности;
  • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время.

К планированию тесно  примыкает бюджетный метод управления. Название этого метода происходит от слова "бюджет", означающего роспись  доходов и расходов. За рубежом (в  частности, во Франции и США) бюджетом часто называют план, охватывающий различные стороны деятельности предприятия (фирмы, компании) на определенный период времени, а составление бюджета - процессом общего планирования. С таких позиций и рассмотрим бюджетный метод управления.

Основу его составляют:

а) совокупность предвидений (прогнозов), заранее характеризующих условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия, и дающих предварительное представление на будущее об основных статьях его доходов 
б) систематическое (обычно ежемесячное) сопоставление результатов, прежде всего фактически достигнутых в различных областях управления, с намечавшимися; 
в) быстрое сообщение об отклонениях работникам, непосредственно отвечающим за тот участок работы, где произошли отклонения. 
Руководители (менеджеры) в практическом применении бюджетного метода призваны обеспечивать разработку различных предвидений и отражение их в бюджете предприятия, сопоставление этих предвидений с тактическими результатами, анализ и устранение обнаруженных отклонений. При этом руководители (менеджеры) используют бюджет как основной инструмент для наиболее прибыльного ведения дела. С помощью бюджета они оценивают и отбирают наилучшие планы, которые ведут к достижению такой цели.

На предприятии может разрабатываться несколько бюджетов. Это зависит от характера предприятия (например, промышленное оно или коммерческое), от его размеров, от уровня децентрализации управления. Помимо общего бюджета предприятия, обычно разрабатывают бюджет производства (включающий в себя бюджет затрат на производство и бюджет рабочей силы), бюджет сбыта, бюджет снабжения, бюджет косвенных расходов, бюджет капиталовложений, бюджет денежных средств. 
Производственные бюджеты позволяют руководству (менеджерам) предприятия обеспечивать лучшее использование имеющихся мощностей, поддерживать стабильный уровень производства, обеспечивать рациональный уровень запасов сырья, материалов и т.д. 
Бюджеты должны разрабатываться исходя из целей предприятия, а также сочетания объемов производства, сбыта и запасов.

Важную роль в разработке бюджетов играет также нормативная база, особенно относящаяся к производству.

Бюджета могут охватывать различные периоды времени. Чаще всего они разрабатываются на год.

Однако они могут  распространиться и на другие отрезки  времени. 
Бюджетный метод управления обеспечивает контроль расходования средств по их целевому назначению, а также в соответствии с разрешениями, полученными от высших руководителей предприятия. 
Создавая возможность предвидеть размеры поступлений денежных средств и их расхода, бюджетный метод предполагает своевременное регулирование объема расходов в пределах, соответствующих общему поступлению средств. Он является единственным способом, позволяющим заранее определить, когда и на какую сумму будет обеспечено финансирование тех или иных мероприятий.

Бюджетный метод заставляет руководителей (менеджеров) изучать  спрос на продукцию своего предприятия, заниматься изучением и планированием наиболее экономичного использования рабочей силы, материалов и других затрат.

Наконец, этот метод незаменим  для руководителей (менеджеров) в определении эффективности общей политики в области производства, сбыта и финансирования. Он является побудителем всех служб предприятия действовать совместно для достижения намеченных финансовых результатов.

Успешное использование бюджетного метода управления предполагает, что предприятие обладает хорошо организованной бухгалтерской службой, ведущей аналитический учет расходов по видам производимой продукции и надлежащую их группировку. Бюджетный метод требует также построения соответствующей структуры управления, а именно: необходимо, чтобы за каждый бюджет отвечал бы определенный руководящий работник и чтобы классификация расходов соответствовала бы подразделению, ответственному за них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2005. – 815 с.
  2. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-издат, 2009.
  3. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо-рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2008.
  4. Шишкин А.Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс. // Финансы. - № 5. - 2011.

Информация о работе Бюджетный метод. Бюджетирование