Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:42, реферат
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами.
Дефицит Бюджета и источники его покрытия
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
Взгляды экономистов на бюджетный
дефицит и бюджетное равновесие
на различных этапах развития общества
менялись кардинально. Финансовая наука
до 1930-х гг. считала основным принципом
бюджета его бездефицитность, ежегодное
равновесие доходов и расходов (принцип
«здоровых финансов»). Например, Ф. Нитти
отмечал, что из-за роста государственных
расходов (в основном непроизводственных,
военных) увеличиваются дефицит
бюджета и государственный
Сведение доходов с
расходами при ежегодном
Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире.
По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:
бюджетный дефицит не является
деструктивным фактом. Для состояния
национальной экономики он не представляет
опасности, так как все расходы,
в том числе превышающие
дефицит бюджета означает
увеличение доходов хозяйствующих
субъектов и населения (получателей
бюджетных средств), что способствует
росту покупательной
Экономисты противоположного толка (или неоклассического направления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
— сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;
— для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка,
когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.
Более высокие процентные
ставки по государственным ценным бумагам,
по сравнению с частными, вызывают
эффект вытеснения частных инвестиций.
Поэтому, чем выше дефицит бюджета
и государственный долг, тем медленнее
будут происходить рыночные преобразования
в Российской Федерации. Кроме того,
рост бюджетного дефицита, вызванного
растущими правительственными расходами
(а не низкой собираемостью налогов
и чрезвычайными
Основной причиной отсутствия
теоретических и практических разработок
по проблеме бюджетного дефицита в
бывшем СССР служило не отсутствие
на самом деле дефицита бюджета, а
идеологическая позиция руководства
страны по отношению к данному
состоянию государственных
Российская Федерация вместе с социально-экономическими, национально-политическими, территориальными проблемами унаследовала от СССР огромные размеры дефицита государственного бюджета, внешнего и внутреннего долга.
До 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитную эмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным источником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с 1995 г. Правительство РФ отказалось от кредитов Центробанка РФ и перешло на неинфляционные методы покрытия дефицита бюджета. Однако в связи с финансовым кризисом Правительство РФ вынуждено было использовать первые два источника пополнения казны. Дефицит консолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено покрывать за счет внутренних источников в размере 84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд руб. (28,2%) и кредитов Центробанка РФ - 32,7 млрд руб. (20,1%).
Теория дефицитного
Последнее обстоятельство связано
с тем, что дефицитное финансирование
предполагает повышение налогообложения.
Так как конечными
Дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок, вытеснению частных инвесторов, а следовательно, снижению инвестиций. При рассмотрении этих процессов обязательно следует учитывать эффект мультипликатора, или умножения. С учетом данного эффекта можно утверждать, что в условиях спада производства и высокой безработицы увеличение государственных расходов и возникающий при этом дефицит бюджета будут стимулировать развитие экономики, рост инвестиций и потребительского сектора.
" Убедительным примером
действия эффекта
Представляется также целесообразным использовать в России по
лучивший международное признание опыт Германии в обеспечении
инвестиционной ориентации бюджетной системы за счет соблюдения
так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати,
оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за
счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции,
предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на
инвестиционные цели
(создание будущей доходной
что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государственных заимствований для будущих поколений.
Важное значение в построении
эффективной системы управления
бюджетным дефицитом, упорядочении
информации об операциях органов
власти разных уровней по его финансированию,
получении представления о
В основе чрезвычайного дефицита
лежат чрезвычайные обстоятельства
(войны, стихийные бедствия и т.п.),
от которых трудно или невозможно
застраховаться. Для предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций обычно формируются различные
резервные и внебюджетные фонды.
Кризисный и антикризисный
Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.
В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Путем нивелирования и
управления ими можно стимулировать
или дестимулировать социально-
В мировой практике в условиях
стабильного развития экономики
уровень пассивного дефицита ограничивается
2-3% к ВВП, 5% —к национальному доходу,
8-10% — к расходной части бюджета.
Однако в условиях кризиса в экономике
и социальной сфере правительство
может пойти на увеличение разрыва
между доходами и расходами бюджета
(путем повышения расходов и снижения
налоговых изъятий) в целях стимулирования
экономического роста, сокращения безработицы,
расширения налогооблагаемой базы. В
этом случае дефицит бюджета принимает
активную форму/Если же для его финансирования
будут привлекаться инфляционные источники,
значительно возрастут расходы
бюджета на обслуживание государственного
долга, то активная форма дефицита примет
пассивную форму и начнет усугублять
финансово-экономический и
В зависимости от степени
корреляции дефицита бюджета с уровнем
безработицы различают
Информация о работе Дефицит Бюджета и источники его покрытия