Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:42, реферат
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами.
По характеру возникновения
можно выделить случайный (кассовый)
и действительный дефициты. Случайный
дефицит бюджета, иначе называемый
кассовым, возникает из-за кассовых
(временных) разрывов в поступлении
и расходовании средств. Обычно кассовым
дефицитам подвержены те бюджеты, которые
в высокой степени зависят
от одного источника дохода, или
же те, в которых источники
Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.
По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.
С признанием дефицита бюджета
и введением в бюджетной
По степени постоянства
объема дефицита бюджета можно выделить
стабильные и меняющиеся дефициты.
Резкие колебания дефицита за относительно
короткий промежуток времени свидетельствуют
о финансово-экономической
По продолжительности
бюджетный дефицит можно
В отличие от хронического
временный дефицит бюджета, продолжительность
которого может быть равна нескольким
месяцам, не является столь опасным
и трудным для преодоления, так
как в его основе лежат, как
правило, не глубокие кризисные явления
в экономике, а ряд объективных
(стихийные бедствия и пр.) и субъективных
(ошибки в планировании и прогнозировании,
колебания цен на мировых товарных
и фондовых рынках и др.) причин. Задача
органов власти заключается в
недопущении трансформации
Известно, что бремя государственного
долга, обусловленное бюджетным
дефицитом, перекладывается на будущие
поколения. Это относится в большей
степени к хроническому дефициту,
чем ко временному. Такой дефицит
бюджета называют переложимым вперед.
Если же финансирование дефицита осуществляется
без введения новых налогов и
выпуска государственных
По международной методологии
выплата процентов по обслуживанию
государственного долга включается
в расходы бюджета. Россия также
перешла к международной
На основе вышесказанного можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом —вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть пре-; вышение расходов бюджета над его доходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.
Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.
В соответствии с БК РФ (ст.
93) источники финансирования дефицита
бюджета утверждаются органами законодательной
власти в законе (решении) о бюджете
на очередной финансовый год по основным
видам привлеченных средств. Следует
подчеркнуть, что БК РФ впервые в
России в законодательном порядке
определил источники
Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующие формы:
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.
В соответствии со ст. 103 БК РФ
государственные внешние
Федеральным законом от 20 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» устанавливается, что в 2002 г. превышение доходов над расходами направляется на погашение государственного долга страны — 68,6 млрд руб. и на образование финансового резерва — 109,8 млрд руб.
Средства финансового резерва могут использоваться только на:
замещение внутренних источников
финансирования дефицита федерального
бюджета: поступлений от размещения
государственных ценных бумаг, поступлений
от продажи имущества, находящегося
в государственной
замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
погашение государственного долга РФ.
Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного
бюджета.
Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.
Мировой опыт показывает, что
удельный вес одного источника доходов
бюджета не должен превышать 30% объема
бюджетов. Негативно оценивается
практика, когда бюджет ставится в
жесткую зависимость от одного источника
дохода, так как при его незначительном
недопоступлении или
Итак, дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.
Поскольку дефицит — явление
объективное, оно требует соответствующих
методов управления, прежде всего
в области бюджетного прогнозирования
с учетом международной конъюнктуры
движения капиталов и прогнозируемого
поведения потенциальных
Литература
Нормативные документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ
2. Федеральный закон
от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых
основах местного
3. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г.№176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»
Дополнительная литература
1. Борисова О.С.
Регулирование бюджетного
2. Годме П. Финансовое право.М.,1978
3. Савин А.Ю. Финансовое право.М.,1997
4. Смирнов А.Д. Инфляция
и бюджетный дефицит в
5. Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999
6. Финансовое право/Под ред.Н.И.Химичевой.М.,2001
Информация о работе Дефицит Бюджета и источники его покрытия