Денежно-кредитная политика России, ее реализация в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика - одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики центрального банка…………………4
1.2 Методы денежно-кредитной политики……………………………………………..…5
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.
2.1 Направления денежно-кредитной политики Банка России………………………...11
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………….12
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.
3.1 Итоги денежно-кредитной политики 2008-2010……………………………………21
3.1.1 Процентная политика…………………………………………………………………21
3.1.2 Денежное предложение………………………………………………………………22
3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в России в 2011-2013….…25
3.2.1. Политика валютного курса…………………………………………………….…….27
3.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование…………………28
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 147.23 Кб (Скачать документ)

3.1.2 Денежное предложение

Динамика денежной массы  определяет инфляционные риски в  средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста  денежной массы ограничивало давление со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году и первой половине 2010 года.

Оживление экономики, укрепление рубля (преимущественно в I квартале 2010 года), а также замедление инфляции обусловливали продолжение начавшегося  в предыдущем году увеличения спроса на деньги. Росло и денежное предложение. В настоящее время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные  монетарными факторами, находятся  на приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием денежного предложения.

По предварительным оценкам  платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2010 года сократился на 13,0 млрд. долларов США. Согласно предварительным данным, объем депозитов  в иностранной валюте в долларовом эквиваленте за январь-сентябрь 2010 года сократился на 6,1%, в то время  как за аналогичный период предыдущего  года этот показатель возрос на 15,6%.

Рис. 1.

Депозиты в рублях и  иностранной валюте (прирост  в % к соответствующей дате предыдущего года)3

  С марта 2010 года  на увеличение совокупного денежного  предложения стало оказывать  влияние банковское кредитование  реального сектора экономики.  Смягчение денежно-кредитной политики  приводило к постепенному уменьшению  стоимости заемных средств для нефинансового сектора экономики. Так, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась с 14,7% годовых в сентябре 2009 года до 9,7% годовых в сентябре 2010 года, на срок свыше 1 года – с 15,3 до 11,0% годовых соответственно.

Помимо снижения стоимости  кредитов расширению кредитной деятельности способствовали некоторое оживление  спроса на кредитные ресурсы со стороны  нефинансовых заемщиков в условиях начавшегося восстановления экономической  активности, рост депозитной базы кредитных  организаций, реализация механизма  государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям, поддержка ипотечного кредитования и программа субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-сентябрь 2010 года увеличился на 8,7%, по кредитам физическим лицам – на 8,3%. Вместе с тем  в настоящее время более быстрый  рост кредитов реальному сектору  экономики сдерживается рядом факторов.

Рис.2. Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам  в рублях и иностранной валюте (прирост в % к соответствующей дате предыдущего года)4

 

Общий объем заключенных  Банком России депозитных сделок за девять месяцев 2010 года составил 26,1 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим  периодом 2009 года на 12,5 трлн. рублей, или  в 1,9 раза.

Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности  банковского сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций  на операции по рефинансированию со стороны Банка России по сравнению с 2009 годом. Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в январе-сентябре 2010 года составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных за девять месяцев 2010 года, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей в январе-сентябре предыдущего года).

Объем кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по фиксированной процентной ставке за девять месяцев 2010 года составил 320,9 млрд. рублей, что в 5,8 раза (или на 1525,8 млрд. рублей) меньше, чем за соответствующий  период 2009 года.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты  «овернайт» для завершения операционного  дня. Объем таких кредитов за девять месяцев 2010 года уменьшился по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года на 66,1 млрд. руб-лей, или в 1,4 раза, и составил 174,6 млрд. рублей.

Так, на фоне снижения процентных ставок по другим инструментам денежно-кредитной  политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения с  сентября 2009 года оставались на неизменном уровне.

В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования  ликвидности применял нормативы  обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.

По состоянию на 1 октября 2010 года обязательные резервы кредитных  организаций, депонированные на отдельных  счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению  с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или  на 20,3%.

Кредитные организации в  январе-октябре 2010 года активно использовали усреднение обязательных резервов. Коэффициент  усреднения обязательных резервов, установленный  Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным  организациям поддерживать на корреспондентских  счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей  величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.

 

    1.  Сценарии макроэкономического развития на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и прогноз платежного баланса5

 

В 2010 году улучшились внешние  условия для российской экономики. Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах  роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную  динамику отечественного производства и экспорта товаров.

В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми  инструментами в результате более  активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками  в 2012-2013 годах сложится положительным  по всем вариантам. Его значение будет  изменяться от минимального (2,0-7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0-32,0 млрд. долларов США) в третьем.

 Цели и инструменты  денежно-кредитной политики в  2011 году и на период 2012 и 2013 годов.

Количественные ориентиры  денежно-кредитной политики и денежная программа.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2011 году до 6‑7%, в 2012 году – до 5‑6%, в 2013 году – до 4,5‑5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5‑6,5% в 2011 году, 4,5‑5,5% в 2012 году и 4‑5% в 2013 году.

Расчеты по денежной программе  на 2011‑2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных  с благоприятной конъюнктурой мировых  рынков сырья и капитала, так и  внутренних, включая рост внутреннего  спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального  сектора российской экономики. Тем  не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011‑2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения.

Банк России разработал три  варианта денежной программы в зависимости  от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011‑2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8‑19%, в 2012 году – 11‑16%, в 2013 году – 9‑13% ( см. прогноз показателей денежной программы на 2011-2013 годы (млрд. рублей)

3.2.1. Политика валютного курса

Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание  в приемлемых границах волатильности  российской национальной валюты. При  этом Банк России видит своей задачей  последовательное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики  к работе в условиях плавающего валютного  курса.

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование  механизма плавающего интервала  допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения  сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить  операции по покупке / продаже иностранной  валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких‑либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В переходный период порядок  проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет  включать использование целевых  покупок или продаж иностранной  валюты, осуществляемых в заранее  установленных объемах и интервалах. Параметры проведения данных операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков на ожидания экономических агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей денежно-кредитной сферы.

В 2011-2013 годах основными  факторами изменения курса рубля  будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков  капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для  укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса  значение данного фактора будет  снижаться.

 

3.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход  к более гибкому курсообразованию. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит  совершенствование порядка и  условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения  механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.

Банк России продолжит  использование обязательных резервных  требований в качестве инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения  макроэкономической ситуации, состояния  ресурсной базы российских кредитных  организаций Банк России может принять  решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем  Банк России не исключает возможности  дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими  обязательных резервных требований.

Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение  коридора процентных ставок, внедрение  системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России, ее реализация в банковской деятельности