Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:44, контрольная работа
В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Введение
3
1
Формирование доходной части бюджета
4
2
Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
8
Заключение
13
Список литературы
Содержание
Введение |
| |
|
Формирование доходной части бюджета |
|
|
Принцип
разграничения доходов и |
|
Заключение |
| |
Список литературы |
|
Введение
В
течение длительного времени
в прошлом считалось, что государство
через налогово-бюджетную
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как
известно, бюджет на всех его уровнях
играет огромную роль в развитии и
процветании государства, продвижении
научно-технического прогресса (бюджетные
финансирования исследований и разработок),
развитии экономики (особенно не прибыльных,
но социально-значимых отраслей экономики
посредством инвестирования, дотаций
и т.д.). Полнота бюджета, как правило,
прямо пропорциональна
Как
уже упоминалось выше, множество
экономистов не оставались равнодушными
к проблеме формирования бюджеты, к
источникам его формирования, статьям
его расхода. Так же не оставался
без внимания и вопрос об оптимальном
количестве независимых друг от друга
бюджетов в стране. Этим проблемам
посвящено множество
Так
же достаток бюджетных средств позволяет
государству принимать активное
участие в жизни страны. Наличие
бюджетных средств позволяет
государству осуществлять государственное
регулирование экономики не только
в приказной форме. Достаточное
количество бюджетных средств позволяет
государству задействовать
Таким
образом, бюджет, его формирование и
статьи расходов, является важнейшим
фактором в функционировании экономики
любой страны.
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы федерального бюджета формируются за счет:
1)
федеральных налогов, сборов и
неналоговых доходов – в
2)
иных неналоговых доходов в
соответствии с нормативами
3)
федеральных налогов и сборов
(в части погашения
Следовательно,
налоги – важнейшая форма аккумуляции
денежных средств бюджетом. А поддержание
эластичности налоговой системы
является непременным условием сбалансированности
государственной казны.
Рис. 4. Примерная структура доходной
части федерального бюджета Российской
Федерации.
Таким образом, связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.
В связи с этим главным недостатком бюджетного балансирования является обособленное формирование доходной и расходной части бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Роль налоговых платежей в формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части бюджета Российской Федерации на 2008 г. (рис. 5).
Рис. 5. Роль налоговых платежей в
формировании бюджета Российской Федерации.
Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Таким
образом, налоги, являясь главным
источником бюджетных доходов на
всех уровнях бюджетной системы,
задают не только параметры постатейного
финансирования расходов, но и служат
основой для территориального перераспределения
финансовых ресурсов. Необходимо реформирование
межбюджетных отношений между центром
и субъектами федерации, муниципальными
образованиями, основными направлениями
которого является обособление каждого
звена бюджетной системы РФ и
устранения зависимости бюджетов субъектов
РФ от федерального бюджета, а также внедрение
расходной концепции построения бюджета
Российской Федерации. С этих позиций
бюджетно-налоговая политика должна быть
направлена на сбалансирование интересов
центра и территорий, определение четких
пропорций распределения налоговых платежей
по звеньям бюджетной системы.
Принципом бюджетной системы Российской Федерации, содержащимся в ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип
разграничения доходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации означает закрепление в соответствии
с законодательством Российской Федерации
доходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации. Действующее
законодательство не использует понятия
"закрепленные доходы" и "регулирующие
доходы", которые ранее существовали
в бюджетном законодательстве. В настоящее
время все доходы разграничены между уровнями
бюджетов бюджетной системы и закреплены
в Бюджетном кодексе Российской Федерации
на постоянной основе. В ст. 50 и 51 Бюджетного
кодекса Российской Федерации содержатся
исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых
доходов федерального бюджета. В ст. 56
и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации
содержатся исчерпывающие перечни налоговых
и неналоговых доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации, а в ст. 61, 61.1, 61.2,
62 содержатся перечни налоговых и неналоговых
доходов местных бюджетов. Налоговые доходы
в перечисленных статьях закреплены в
процентных отчислениях в бюджет соответствующего
уровня бюджетной системы Российской
Федерации. Согласно вышеназванным статьям
Бюджетного кодекса Российской Федерации
доходы от региональных налогов, установленные
в ст. 14 Налогового кодекса Российской
Федерации, зачисляются в региональные
бюджеты в полном объеме - 100%, а доходы
от федеральных налогов - в разных процентных
соотношениях. Например, налог на доходы
физических лиц зачисляется в бюджет субъекта
Российской Федерации по нормативу 70%.
Доходы от местных налогов также зачисляются
в местные бюджеты в размере 100%, а доходы
от федеральных бюджетов - по определенному
процентному нормативу. Например, налог
на доходы физических лиц зачисляется
в местные бюджеты по нормативу 10%.
Такое жесткое нормативное (законодательное)
закрепление доходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации
в Бюджетном кодексе Российской Федерации
на практике обеспечивает стабильность
и устойчивость бюджетной системы Российской
Федерации, так как и региональные, и местные
власти точно знают о доходах, которые
можно планировать в бюджете соответствующего
уровня на следующий финансовый год. Это
обстоятельство способствует повышению
качества и своевременности составления
и ускорения темпов утверждения региональных
и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств каждый в определенных пределах. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления установлены в ст. 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы
государственной власти Российской
Федерации не вправе формировать
и осуществлять бюджеты субъектов
Российской Федерации, определять направления
расходования средств региональных
бюджетов, вмешиваться в деятельность
органов местного самоуправления по
формированию доходной части бюджетов
и осуществлению расходных
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.
Формирование
средств государственных