Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:44, контрольная работа

Описание

В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание

Введение
3
1
Формирование доходной части бюджета
4
2
Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
8
Заключение
13
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая кр.docx

— 121.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание

  Введение
    3
    1
Формирование  доходной части бюджета
    4
    2
Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации
    8
  Заключение
    13
  Список литературы
    14
 
 
 
 
 
 

Введение

   В течение длительного времени  в прошлом считалось, что государство  через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также  каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить  среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

   Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

   Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

   Как уже упоминалось выше, множество  экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к  источникам его формирования, статьям  его расхода. Так же не оставался  без внимания и вопрос об оптимальном  количестве независимых друг от друга  бюджетов в стране. Этим проблемам  посвящено множество экономических  работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих  различные аспекты бюджетной  сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному  финансированию тех или иных отраслей.

   Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

   Таким образом, бюджет, его формирование и  статьи расходов, является важнейшим  фактором в функционировании экономики  любой страны.  
 
 
 
 

  1. Формирование  доходной части бюджета
 

     Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

     Доходы  государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

     Доходы  федерального бюджета формируются  за счет: 

     1) федеральных налогов, сборов и  неналоговых доходов – в соответствии  с нормативами отчислений, установленными  Бюджетным кодексом Российской Федерации;

     2) иных неналоговых доходов в  соответствии с нормативами отчислений; 

     3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности  прошлых лет по отдельным видам  налогов, а также в части  погашения задолженности по отмененным  налогам и сборам). 

     Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции  денежных средств бюджетом. А поддержание  эластичности налоговой системы  является непременным условием сбалансированности государственной казны. Структуру доходной части федерального бюджета Российской Федерации представим графически (рис. 4). 

      
 
 
Рис. 4. Примерная структура доходной части федерального бюджета Российской Федерации. 

     Таким образом, связь налогов и бюджета  имеет двусторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статей, в то время как неналоговые  доходы формируют лишь 15–20% бюджета. В бюджетном процессе приоритет  сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.

     В связи с этим главным недостатком  бюджетного балансирования является обособленное формирование доходной и расходной  части бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами  и возможностями обеспечения  под них соответствующего объема доходов. Роль налоговых платежей в  формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части  бюджета Российской Федерации на 2008 г. (рис. 5). 

      
 
 
 
Рис. 5. Роль налоговых платежей в  формировании бюджета Российской Федерации.

     Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета  занимают такие налоги, как НДС, налог  на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и  налог на прибыль организаций. 

     Таким образом, налоги, являясь главным  источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения  финансовых ресурсов. Необходимо реформирование межбюджетных отношений между центром  и субъектами федерации, муниципальными образованиями, основными направлениями  которого является обособление каждого  звена бюджетной системы РФ и  устранения зависимости бюджетов субъектов РФ от федерального бюджета, а также внедрение расходной концепции построения бюджета Российской Федерации. С этих позиций бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, определение четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

     Принципом бюджетной системы Российской Федерации, содержащимся в ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не использует понятия "закрепленные доходы" и "регулирующие доходы", которые ранее существовали в бюджетном законодательстве. В настоящее время все доходы разграничены между уровнями бюджетов бюджетной системы и закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе. В ст. 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. В ст. 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а в ст. 61, 61.1, 61.2, 62 содержатся перечни налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Налоговые доходы в перечисленных статьях закреплены в процентных отчислениях в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Согласно вышеназванным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от региональных налогов, установленные в ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляются в региональные бюджеты в полном объеме - 100%, а доходы от федеральных налогов - в разных процентных соотношениях. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 70%. Доходы от местных налогов также зачисляются в местные бюджеты в размере 100%, а доходы от федеральных бюджетов - по определенному процентному нормативу. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты по нормативу 10%. 
Такое жесткое нормативное (законодательное) закрепление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в Бюджетном кодексе Российской Федерации на практике обеспечивает стабильность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, так как и региональные, и местные власти точно знают о доходах, которые можно планировать в бюджете соответствующего уровня на следующий финансовый год. Это обстоятельство способствует повышению качества и своевременности составления и ускорения темпов утверждения региональных и местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств каждый в определенных пределах. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления установлены в ст. 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Органы  государственной власти Российской Федерации не вправе формировать  и осуществлять бюджеты субъектов  Российской Федерации, определять направления  расходования средств региональных бюджетов, вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации также не вправе вмешиваться в деятельность органов  местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению  расходных полномочий.

     Формирование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляют органы управления государственными внебюджетными фондами. Органы управления государственными внебюджетными  фондами обладают самостоятельностью в осуществлении полномочий по формированию бюджетов внебюджетных фондов и расходованию средств таких бюджетов. Органы государственной  власти (местного самоуправления) не должны вмешиваться в компетенцию органов  управления государственными внебюджетными  фондами. Вместе с тем существуют исключения из правила невмешательства  одних органов власти в деятельность других органов власти и органов  управления государственными внебюджетными  фондами. Таким исключением являются межбюджетные трансферты, которые представляют собой средства одного бюджета бюджетной  системы Российской Федерации, могут  перечисляться другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае органы государственной  власти одного уровня бюджетной системы  вправе устанавливать порядок, условия и направления расходования межбюджетных трансфертов.

Информация о работе Доходы бюджета