Федеральные целевые программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………5
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...7
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..16
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....16
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ФЦП как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.doc

— 703.00 Кб (Скачать документ)

   Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

   В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

   В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

   Основные  требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 " О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ".10

   Шестой  раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

   Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы  и должна служить приложением к тексту программы. 

   1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ. 

   Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.11

   Реализация  ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого  потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.12

   Федеральные программы разрабатываются в  соответствии с Федеральным законом  РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд", Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

   В 2010 году на территории Российской Федерации  действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы). 

Рисунок 1.

Доля  ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд.  руб).13

   

   На  основе этой диаграммы можно сделать  вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5% , так в 2010 году этот показатель составил – 7,53%, а в 2011 году – 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП – будут финансироваться  4 новые ФЦП.  Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).

   В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне   16,2 млрд. рублей

   Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1. 

Таблица 1.

Объемы  бюджетного финансирования федеральных  целевых программ.14 

   Год    Объемы  бюджетных ассигнований, млн руб
   ГКВ    НИОКР    Прочие  нужды    Всего
   2010    462047.8180    104436.2520    206112.8644    772596.9344
   2011    551804.9939    152850.4965    217415.9457    922071.4361
   2012    457581.5272    176683.0655    213865.8071    848130.3998
   2013    419663.5524    185976.1987    200528.8324    806168.5835
 

     Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде – рисунок 2. 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. 

Объемы  бюджетного финансирования федеральных  целевых программ

(млн  руб)15

   

   Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» – они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте – «НИОКР».

   Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 ( по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3 .  

   Ранжирование  программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием  из федерального бюджета)( млн рублей)16 

   

   Также необходимо определить приоритетные области  финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).

  Рисунок 4 .  

  Бюджетное финансирование федеральных целевых  программ 2011 года в разрезе приоритетов( млн рублей).17

   

   В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.

   Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:

   В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.

   Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2.  ФЦП «ЖИЛИЩЕ». 

   2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище». 

   В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.18

   За  этот период была сформирована нормативная  правовая база, являющаяся основой  регулирования вопросов, связанных  с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности  в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

   Наиболее  существенное развитие законодательной  базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса  Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.19

   Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

   Острота проблем в жилищной сфере и  важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют  реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

   Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.20

   В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

   Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.21

   При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями  федеральной целевой программы "Жилище" добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. 
 

   2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. 

   Решение о разработке программы было принято  распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

   Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации

   Государственные заказчики Программы - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации

   Основной  разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации

   Цели  и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими  целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

   Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Информация о работе Федеральные целевые программы