Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………5
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...7
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..16
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....16
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В
отдельных случаях для
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 " О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ".10
Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика
оценки эффективности целевой
1.3.
Федеральные целевые
программы, действующие
в РФ.
Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.11
Реализация
ФЦП предусматривает
Федеральные
программы разрабатываются в
соответствии с Федеральным законом
РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках
продукции для федеральных
В
2010 году на территории Российской Федерации
действовало 53 федеральные целевые программы
(46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель
вырос до 57 федеральных целевых программ
(42 подпрограммы).
Рисунок 1.
Доля
ФЦП в расходной части
На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5% , так в 2010 году этот показатель составил – 7,53%, а в 2011 году – 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП – будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).
В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей
Далее
можно проанализировать объем бюджетного
финансирования, которые согласно
Департаменту государственных целевых
программ и капитальных вложений Минэкономразвития
России, представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Объемы
бюджетного финансирования федеральных
целевых программ.14
Год | Объемы бюджетных ассигнований, млн руб | |||
ГКВ | НИОКР | Прочие нужды | Всего | |
2010 | 462047.8180 | 104436.2520 | 206112.8644 | 772596.9344 |
2011 | 551804.9939 | 152850.4965 | 217415.9457 | 922071.4361 |
2012 | 457581.5272 | 176683.0655 | 213865.8071 | 848130.3998 |
2013 | 419663.5524 | 185976.1987 | 200528.8324 | 806168.5835 |
Чтобы
проанализировать эти данные, их удобно
представить в графическом виде – рисунок
2.
Рисунок 2.
Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ
(млн руб)15
Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» – они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте – «НИОКР».
Что
касается объемов бюджетного финансирования
каждой ФЦП, то на рисунке 3 ( по данным
Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим
финансированием из федерального бюджета
в 2011 году.
Рисунок
3
.
Ранжирование
программ по объемам бюджетного финансирования(10
ФЦП с наибольшим финансированием
из федерального бюджета)( млн рублей)16
Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).
Рисунок
4 .
Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов( млн рублей).17
В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.
Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:
В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.
Таким
образом, развитие инфраструктуры
и социальной сферы на протяжении
последних лет является одним из наиболее
приоритетных направлений финансирования
ФЦП, и нынешний год не является исключением.
Глава
2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ».
2.1.Основные
данные о ФЦП «Жилище».
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.18
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.19
Новые
правовые условия создают основу
для реализации на практике поставленных
целей и требуют
Острота
проблем в жилищной сфере и
важность их решения для социально-
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.20
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.21
При
этом наряду с ранее действующими
подпрограммами и мероприятиями
федеральной целевой программы "Жилище"
добавились новые направления жилищного
обеспечения, а также решения проблем
жилищно-коммунального хозяйства.
2.2.Основные
параметры ФЦП «Жилище»
на 2011-2015 годы.
Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.