Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………5
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...7
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..16
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....16
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Основными задачами Программы являются22:
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы являются:
По
каждому из выделенных приоритетных
направлений Программы
Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач23:
Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи24:
Кроме того, в рамках Программы необходимо25:
Ресурсное обеспечение Программы26:
Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;
за
счет средств внебюджетных источников - 219,58
млрд. рублей, в том числе за счет средств
инвесторов - 0,39 млрд.
Стоит
отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище»
лидировала по объемам финансирования
по направлению Прочие нужды, что
можно увидеть на рисунке 5 (исходные
данные – Приложение 3).
Рисунок
5.
Ранжирование
программ по объемам бюджетного финансирования
по направлению Прочие нужды в 2010
году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием
из федерального бюджета) (млн руб)27
А
в 2011 году по объемам финансирования ФЦП
«Жилище» уступила только ФЦП «развитие
транспортной системы», что также наглядно
представлено на рисунке 6 ( исходные данные
– Приложение 3).
Рисунок
6.
Ранжирование
программ по объемам бюджетного финансирования
по направлению Прочие нужды в 2011
году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием
из федерального бюджета) (млн руб)28
Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):29
ГЛАВА
3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП.
3.1.
Основные проблемы в
области разработки
и реализации ФЦП
В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.
Главные проблемы в этой области следующие:
Расходы
федерального бюджета на реализацию
ряда федеральных целевых программ
не увязаны с возможностями
Государственные
заказчики при подготовке программ
закладывают в показатели финансирования
программных мероприятий
Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.32
Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу33.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.34
Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.
В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.35
Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Сохраняет
свою остроту и проблема перераспределения
государственных капитальных
Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.
В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.