Федеральные органы власти, осуществляющие учет и исполнение доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:03, реферат

Описание

Казначейский метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию. Однако в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему.

Содержание

Введение
1. Федеральные органы власти, осуществляющие учет и исполнение доходной части бюджета
2. Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета
3. Исполнение бюджетов по доходам
4. Механизм исполнения бюджета
5. Корректировка бюджета в процессе его исполнения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат бс.docx

— 27.83 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Федеральные органы власти, осуществляющие учет и исполнение доходной части бюджета

2. Бюджетный учет и  отчетность об исполнении бюджета

3. Исполнение бюджетов по доходам

4. Механизм исполнения бюджета

5. Корректировка бюджета в процессе его исполнения

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исполнение бюджета –  это этап бюджетного процесса, который  начинается с момента утверждения  закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового  года. Его содержание заключается  в выполнении доходной и расходной  части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального  или местного. Можно выделить две  стороны этого процесса:

- исполнения бюджета по доходам - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

- исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Для того чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение  средств, составляется детальный оперативный  план поступления доходов и осуществления  расходов по отдельным статьям бюджетной  классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная  роспись – это документ о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий  распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии с  бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней. Бюджетная роспись  составляется главными распорядителями  бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она  формируется в соответствии с  функциональной и экономической  классификациями расходов и имеет  поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и  исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных  учреждений они осуществляют платежи  за счет средств бюджета.

Казначейский метод имеет  ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди  развитых стран, в которых он нашел  свое применение, в первую очередь  можно назвать США и Германию. Однако в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается  не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего  времени применялся и в России. Качество управления финансами при  неказначейской системе зависит  от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также  насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных  счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических  реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы  исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

 

1. Федеральные органы власти, осуществляющие учет и исполнение доходной части бюджета

 

Исполнение бюджета находится  в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми  документами. Это позволяет исполнять  бюджет в значительной степени в  автоматическом режиме. Например, поступление  налоговых доходов в бюджет государства  определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение  по уровням бюджетной системы  и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и  другие документы, которые четко  регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также  жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и  межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов.

В процессе исполнении бюджета  нередко возникает экономия по отдельным  статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая  свободными бюджетными средствами, зачисляется  в бюджет и не подлежит изъятию. Она  может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных  бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа. Учет исполнения бюджета в Российской Федерации осуществляется высшими федеральными органами власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.) Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- развивает бюджетный федерализм;

- разрабатывает проект федерального бюджета;

- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

- составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

- подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений

- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам  и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная  служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных

Российской Федерацией; МНС  РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам  контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем  самым увеличению поступлений в  бюджетный фонд. Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством  кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации  – это специальный контрольный  орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

 

2. Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

 

К функциям казначейства относится  организация и ведение учета  по исполнению федерального бюджета. Бюджетный  учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета, поступления  из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаются казначейством  в соответствующих регистрах  учета.

Казначейство определяет порядок ведения учета и составления  отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, а  также смет расходов бюджетных учреждений. Главное управление федерального казначейства утверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Все операции, связанные  с поступлением доходов в федеральный  бюджет, а также с санкционированием  и финансированием его расходов, отражаются в Главной книге казначейства. Главная книга ведется на основе утверждаемого казначейством плана  счетов. Записи в ней делаются по факту совершения соответствующих  операций в процессе исполнения бюджета. Данные Главной книги казначейства служат основой для формирования отчетов об исполнении бюджета.

Такая отчетность бывает оперативной (ежемесячной), ежеквартальной, полугодовой  и годовой. Федеральное казначейство составляет отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в  Правительство. При наличии соответствующих соглашений может также составлять отчеты об исполнении региональных и местных бюджетов. Для выполнения своих функций казначейство вправе требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием бюджетных средств;

Единая методология отчетности устанавливается Правительством, а  непосредственное ее составление возлагается  на казначейство. Ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета представляются в Федеральное Собрание, один экземпляр направляется также в Счетную палату. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден Правительством, годовой отчет подлежит утверждению законодателями. Сведения об исполнении местных бюджетов представляются муниципальными образованиями в Государственный комитет по статистике.

 

3. Исполнение бюджетов по доходам

 

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его  доходной части в соответствии с  утвержденным планом. Участниками этого  процесса являются:

- налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;

- учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

- органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

Информация о работе Федеральные органы власти, осуществляющие учет и исполнение доходной части бюджета