Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Содержание

Сущность федерального бюджета
Доходы и расходы федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

Работа состоит из  1 файл

бюджет.docx

— 220.96 Кб (Скачать документ)

Содержание

          1. Сущность федерального бюджета
          2. Доходы и расходы федерального бюджета
          3. Составление проекта федерального бюджета
          4. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
          5. Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

 

Сущность  федерального бюджета

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета  от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств  бюджета формируется большая  часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета  выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета  непосредственно воздействуют на важнейшие  макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория  и инструмент политики.

По своей форме  федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и  использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных  функций.

С юридической  точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

См.также: Бюджетная классификация

Доходы  и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственную пошлину.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

     В доходах федерального бюджета также  учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным  бюджетам по нормативам, устанавливаемым  законом о федеральном бюджете  на очередной год.

Из  федерального бюджета  финансируются следующие  расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается  создание резервных фондов. Резервный  фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных  фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации при их утверждении  на очередной финансовый год.

Резервные фонды  используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ  по ликвидации последствий стихийных  бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается  создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере  не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами  президента РФ.

Не допускается  расходование средств резервного фонда  президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах  и расходах федерального бюджета  за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный  бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка  обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета  являются:

  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта  федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно  начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект  федерального бюджета  основывается на следующих  документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное  послание Президента РФ направляется  Федеральному собранию РФ не  позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В  бюджетном послании Президента  РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического  развития разрабатывается на  основе данных статистики за  последний отчетный период и  тенденций развития экономики  и социальной сферы на планируемый  год.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной  финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

  • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
  • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

3. Основные направления  бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного  финансового баланса — это  прогноз доходов и расходов  всех бюджетов по территории  РФ. Он составляется на основе  отчетного баланса за предыдущий  год и прогноза социально-экономического  развития на будущий период. Этот  баланс отражает общий объем  финансовых ресурсов, имеющихся  в стране, и их распределение  между федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Федерации и бюджетами  местного самоуправления. Сводный  финансовый баланс позволяет  принимать решения об изменениях  в распределении ресурсов между  бюджетами.

План  развития государственной  экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Одновременно  с проектом бюджета  на очередной финансовый год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных  документов следует отметить перспективный  финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и  содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов  и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие  два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного  среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной  классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления  бюджета. В Бюджетном кодексе  РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый  этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:

  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ