Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:05, контрольная работа
Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.
Сущность федерального бюджета
Доходы и расходы федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет
Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Составленный
правительством РФ проект федерального
бюджета рассматривается и
Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.
Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:
Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.
Первое чтение бюджета
При рассмотрении
Государственной думой проекта
закона о федеральном бюджете
в первом чтении обсуждается его
концепция, прогноз социально-
При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.
В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:
По итогам рассмотрения
проекта закона о федеральном
бюджете принимается
Второе чтение
При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении
Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
Третье чтение
При рассмотрении
Государственной думой проекта
закона о федеральном бюджете
в третьем чтении утверждаются расходы
по подразделам функциональной классификации
и главным распорядителям средств
по всем четырем уровням функциональной
классификации, а также распределяются
средства Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ по субъектам
Федерации, Федеральной адресной инвестиционной
программы на очередной год и
Программы государственных
Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.
Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.
Четвертое чтение
Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.
При рассмотрении
в четвертом чтении законопроект
о федеральном бюджете
Принятый Государственной
думой закон о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год в течение пяти дней со дня
принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации. Совет Федерации
рассматривает закон о
В случае отклонения
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год Советом
Федерации указанный
При несогласии
Государственной думы с решением
Совета Федерации закон о федеральном
бюджете на очередной год считается
принятым, если при повторном голосовании
за него проголосовало не менее двух
третей общего числа депутатов
В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.
Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.
Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе
Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет
В хозяйственной
жизни могут складываться обстоятельства,
которые приводят к нарушениям ранее
сделанных прогнозов социально-
В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:
Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.
Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.
Сокращение бюджетных
расходов получило название секвестра.
Это достаточно редкая процедура
и применяется она в
В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.