Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет.
Введение 2
Глава 1. Финансирование здравоохранения в РФ 3
1.1Структура федерального бюджета РФ 3
1.2 Расходы на здравоохранение из государственных бюджетов 5
1.3. Недостаточное финансирование здравоохранения за счет бюджетных средств РФ 10
Глава 2. Анализ реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за 2010г. 16
2.1 Определение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 16
2.2.Анализ финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 17
Заключение 21
Список литературы
Таблица 2
Финансирование национального проекта «Здоровье» в 2010 году за счет средств федерального бюджета
Мероприятия |
Сумма, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2010 году |
144 410 858,7 |
|
Формирование здорового образа жизни |
820 000,0 |
0,56 |
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний |
58 381 887,0 |
40,4 |
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи |
60 067 871,7 |
41,6 |
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям |
25 041 100,0 |
17,3 |
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами2:
-совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
-развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
-наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ.
Задачами развития здравоохранения являются3:
- создание условий,
- переход на современную
- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- создание эффективной модели
управления финансовыми
- улучшение лекарственного
- повышение квалификации
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
- информатизация
Как указано в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.»: с 2009 по 2012 год финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни будет выступать приоритетный национальный проект "Здоровье", в котором будет предусмотрено 3,8 млрд. рублей. В целом предполагается выделять бюджетные ассигнования федерального бюджета в общей сумме не менее 13,8 млрд. рублей на период 2009-2020. Также финансовое обеспечение мероприятий должно производиться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
1.3. Недостаточное финансирование здравоохранения за счет бюджетных средств РФ
В настоящее время РФ тратит на здравоохранение 3,7% от ВВП, в то время как в европейских странах эти расходы составляют 6-8% от ВВП и больше. Почему недофинансирование здравоохранения так важно? Потому что сегодня одна четвертая населения России живет на уровне или менее прожиточного минимума и, соответственно, не может позволить себе платить за мед.помощь из собственного кармана.
Основной результат выглядит печально: почти половина населения не доверяет системе здравоохранения и врачам; 9 из 10 полагают, что система здравоохранения требует изменений. Первые лица страны декларируют социальную ответственность государства, и в то же самое время проект федерального бюджета на 2012–2014 годы предполагает сокращение расходов на сферу здравоохранения с 3,9% ВВП до 3,4% . Эксперты убеждены, что проблема кроется в том , что власть не хочет признать здравоохранение инвестиционной отраслью , вложения в которую окупятся сполна, но со временем. Ведь как отмечал А. Пигу, «самые важные инвестиции из всех - это инвестиции в здоровье, ум и характер человека». Концептуализация инвестиций в здоровье осуществляется в рамках теории человеческого капитала. Так как человеческий капитал важен для развития экономики, а здоровье составляет его важную часть, то здоровье важно для экономического результата и наоборот, экономический результат важен для здоровья. Здоровье может влиять на экономику как на уровне страны, так и на уровне индивида по 4 основным направлениям, а именно: более высокая производительность труда, увеличение предложения рабочей силы, повышение квалификации как результат обучения, увеличение накоплений для инвестиций в физический и интеллектуальный капитал. Здравоохранение как система само по себе играет важную экономическую роль, т.к. это большой сектор экономики, поэтому его производительность оказывает влияние на развитие экономики. Что касается непосредственно объёмов финансирования, то общепризнанно, что затраты на здравоохранение в нашей стране чрезвычайно низкие. По данным Всемирного банка если проводить сопоставление по доле затрат на здравоохранение в ВВП, то в последние годы они были следующие: в РФ – чуть больше 3%, в Бельгии – 6,6%, в Германии – 6,7%, в Швеции – 7,7%. А эти же цифры по отношению к совокупным расходам составляют: Россия – 5%; Австралия – 17%; Чехия – 14%; Австрия, Германия, Швеция, Бельгия – 13%;Литва – 12%. Т.о., показатели по РФ являются самыми низкими не только для стран Западной Европы, но и для стран Центральной и Восточной Европы.
Абсолютно неправильный подход, когда
идут от бюджетных возможностей, распределяя
не из реальных потребностей. Именно поэтому
наша система здравоохранения недофинансиров
Кризис вносит свои коррективы. Правительство РФ было вынуждено отойти от принципа трехлетнего планирования, а прогнозируемый уровень расходов на здравоохранение в 2009-2010 году сокращается, особенно в 2010 году. Существующий уровень финансирования здравоохранения не удовлетворяет потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению её гарантированных объёмов, увеличению числа платных медицинских услуг за счёт уменьшения бесплатных и в итоге негативно влияет на состояние здоровья населения. Последствия недофинансирования здравоохранения в РФ широко известны. Коммерциализация здравоохранения в России становится все более явной. Стремление сохранить определенный уровень оказания медицинской помощи заставляет компенсировать имеющийся дефицит финансовых средств за счёт пациентов. Это могут быть выплаты в адрес ЛПУ через систему платных услуг или нелегально непосредственно медицинскому персоналу, как в виде денежной оплаты, так и через косвенные затраты. Всё это способствует развитию теневой экономики в здравоохранении, коррупции. По итогам 2010 г. суммарный объем расходов на здравоохранение на все цели составил около 2 трлн 250 млн руб. Но надо сказать, что инфляционная составляющая в данном росте расходов занимает порядка 70%. Хотелось бы добавить, что правительство утвердило объемы финансирования ОПК до 2020г. (20 трлн руб. – гособоронзаказ до 2020 г. + 3 трлн. Руб. на переоборудование, переоснащение ОПК). Расходы на нац.оборону увеличиваются с 2,9% ВВП в 2011 году до 3,8% ВВП в 2014 году. Т.е приоритетны расходы на оборону, т.к. одновременно с ↑ расходов на оборону и безопасность предполагается пропорциональное ↓ финансирования здравоохранения. А ведь немногим ранее планировалось увеличить расходы на здравоохранение к 2011 году до 3,9% ВВП. Хотя этот показатель несколько выше текущего уровня, тем не менее, он существенно ниже уровня, рекомендуемого ВОЗ(5-6% ВВП).
По оценкам экспертов, для кардинального улучшения медицинской помощи в нашей стране необходимо увеличить финансирование здравоохранения хотя бы до 30 тыс. рублей в год на человека (сейчас эта цифра составляет в среднем около 8 тыс.). Если уж у государства не хватает бюджетных средств для обеспечения своим гражданам достойного здравоохранения, то в принципе большие перспективы сулит федеральный закон 83-ФЗ об изменении правового статуса госучреждений. Перевод некоторых учреждений на рыночную систему самофинансирования может привлечь в отрасль новые инвестиции. Еще один инструмент финансирования – государственно-частное партнерство. Источником финансирования также должны стать и повышение акцизов на алкоголь, табак, повышение штрафов, устанавливаемых на табачные изделия, алкогольные напитки, экологические нарушения, игорный бизнес и др. виды деятельности, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье. Нужно изменение приоритетов при распределении бюджетных средств. Здравоохранение пока финансируется по принципу «от достигнутого», без учета реальных потребностей отрасли. До тех пор, пока финансирование здравоохранения будет осуществляться в русле заданной Минфином РФ экономии бюджетных средств, а модернизация осуществляться за счет повышения страховых взносов в ФОМС, рассчитывать на качественный прорыв не приходится.. Приоритет здравоохранения должен стать реальным фактом, а не декларируемым тезисом: выделяемые сегодня ≈3,7% не могут считаться приоритетом. Несмотря на отмечаемые в последние годы повышение рождаемости и ↑ средней продолжительности жизни, кардинально улучшить ситуацию в здравоохранении невозможно без существенного увеличения объемов финансирования. Необходимо сохранение бюджетной системы и серьезного контроля государства для обеспечения концентрации усилий, экономии средств и поддержания социальной солидарности в обществе. Нужно повысить эффективности сбора налогов. Даже в некоторых странах с высоким уровнем доходов существует проблема уклонения от уплаты налогов и страховых взносов. Повышение эффективности их сбора увеличит объем денежных средств, которые правительство сможет направить на предоставление медицинских услуг или на страхование населения. В поддержку антикоррупционным мерам поможет 94-фз, который, по замыслу властей, призван сделать более прозрачной процедуру формирования цен на оборудование отечественных производителей. Согласно закону ЛПУ могут покупать оборудование только через тендер , а не напрямую у поставщика, на которого указал региональный начальник. Власти уверяют, что создали механизм, который позволит избежать коррупции. Но покупка оборудования через тендеры, на аукционах, ситуацию не спасают. В конечном итоге все равно постоянно закупается не то оборудование, которое нужно конкретному ЛПУ. Более того, введение аукционов привело к другой проблеме, от картельного сговора производителей оборудования, может быть, защищены, но нет возможности оперативно заменить сломанный прибор, купив его у поставщика, нужно объявить конкурс, подготовить документы и два-три месяца ждать. Заключительным этапом реформы здравоохранения должно стать налаживание контроля за целевым поступлением бюджетных средств. Без этих мер затраты на медицину будут только расти, и в конечном итоге их придется покрывать за счет соплатежей пациентов.
Глава 2. Анализ реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
2.1 Определение
Программы государственных
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В рамках территориальных программ за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов
и средств обязательного медицинского
страхования осуществляется финансовое
обеспечение медицинской помощи работникам
организаций, включенных в перечень организаций
отдельных отраслей промышленности с
особо опасными условиями труда, населению
закрытых административно-
В территориальных программах органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: