Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизмов финансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетной политики, выявление проблем современной российской финансовой политики и определение возможных путей их решения.

Содержание

Введение 2
1.Содержание понятия «Финансовая политика», её цели и задачи 4
2.Типы и виды финансовой политики государства 16
3.Современная финансовая политика России 22
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

тема 3 финансовая политика государства в условиях рыночных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Реализация  финансовой политики проводится в три  этапа:

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

Собственно  осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Прямое влияние  финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен  только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Существуют  два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

общественные  работы и другие программы, связанные  с расходами;

социальные  программы;

правительственные закупки;

государственные инвестиции;

изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

управление  налоговым гнетом.

Можно выделить два главных элемента, составляющих финансовую политику:

политика в  области государственных расходов;

финансовая  политика.

Наша страна переживает сегодня очень непростой  период. Россия рассталась с командно-административной системой и взяла курс на создание социально ориентированной рыночной экономики, задействуя в этом процессе частный интерес. При этом до середины 1998 г. реализация рыночных реформ происходила в условиях поступательного преодоления системного кризиса, оживления производства и торгового оборота в отдельных секторах экономики. К положительным явлениям можно отнести постепенную адаптацию предприятий к рыночным условиям, внедрение конкурсности в системах государственных и муниципальных заказов, начало политики реструктуризации естественных монополий.

Однако кризис 1998 г. внес существенные изменения в  социально-экономическое положение  России, обнажил слабые места в  рыночной политики, ее непоследовательность, необходимость более решительного перехода к структурным преобразованиям реального сектора экономики, ликвидации изъянов в законодательстве. Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям, произошла девальвация рубля.

Новые задачи экономической  политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных  решений, концентрацию усилий государства  на формирование более эффективных  подходов к государственному регулированию экономики.

Речь идет в  первую очередь об изменении базовых  принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической  функции и наращивания эффективности  экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

Эти идеи вносят значительные коррективы в деятельность по поддержке предпринимательства, а также непосредственно с  этим государственную антимонопольную  политику и регулирование сферы  деятельности естественных монополий.

Для обеспечения  подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников. Предпринимательство способствует созданию прогрессивной культуры экономики  и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта в России пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50% населения, насчитывается 53-55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации в этом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только 7 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% внутреннего валового продукта, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60%. Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн. человек, доведя число действующих малых предприятий до 1-3 миллионов. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую социально-экономическую стабильность в стране.

Вместе с  тем внешняя среда для малого предпринимательства остается крайне неблагоприятной. Современные условия  ведения бизнеса в России характеризуются  наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь относятся: низкая платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу.

В этой связи  возникает объективная необходимость более детального анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности, деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики, как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и розничная торговля, инновационная деятельность.

Реструктуризация  отраслей и реформирование предприятий, развитие кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями  целесообразно в наукоемких отраслях - автомобилестроении, авиастроении, оборонной промышленности, металлургии.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют следующие группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организаций), страховые отношения, государственные финансы, им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование  занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе их планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Контроль как  элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.

Он позволяет  сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с предыдущими, выявить резервы  роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного их использования.

Принято различать  стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления. Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы.

Научный подход к управлению финансами как при их статистическом, так и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене.

При выработке  управленческих решений финансового  характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др., учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и на перспективу, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Управление  финансами в условиях становления  и развития рыночной экономики требует  усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.

Правильная  организация управления финансами  имеет первостепенное значение для  их использования. В значительной мере эффект оперативного управления финансами  зависит от того, как организована работа субъектов управления - финансовых органов, налоговых инспекций, страховых структур и многочисленного аппарата финансовых подразделений в отраслях народного хозяйства.

 

 

2.Типы и виды финансовой политики государства

Исходя из поставленных задач, выделяют три вида финансовой политики:

  • политика экономического роста;
  • политика стабилизации;
  • политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

  • рост государственных расходов;
  • снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство  использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежание кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая  политика подразумевает:

  • уменьшение правительственных расходов;
  • увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев, какие виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три  этапа:

1. Разработка  научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.

Естественно, что  прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Информация о работе Финансовая политика государства