Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизмов финансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетной политики, выявление проблем современной российской финансовой политики и определение возможных путей их решения.

Содержание

Введение 2
1.Содержание понятия «Финансовая политика», её цели и задачи 4
2.Типы и виды финансовой политики государства 16
3.Современная финансовая политика России 22
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

тема 3 финансовая политика государства в условиях рыночных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

в образовании:

расширение  практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);

планирование  расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования  с учетом прогнозов потребности  в соответствующих специалистах на рынке труда;

адресный характер предоставления стипендий студентам;

организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению по душевого финансирования общеобразовательных учреждений , специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;

постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;

введение системы  образовательных субсидий и кредитов;

выработка оптимального механизма со финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

в здравоохранении:

вывод из системы  государственного финансирования медицинских  учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;

переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;

в транспорте:

определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных  средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;

в оборонном  комплексе:

проведение  реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной  системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;

создание прозрачной системы финансирования Вооруженных  Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных  средств, направляемых на финансирование национальной обороны;

в инвестиционной сфере:

определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;

разработка  механизма ответственности государственных  заказчиков и соответствующих должностных  лиц за достижение поставленных в  программах целей;

установление  способов обеспечения ресурсной  сбалансированности федеральных целевых  программ;

в области управления государственным долгом Российской Федерации:

последовательное  снижение объема государственного долга  РФ (в 2004 г. его объем равен 31,5% ВВП) и величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной  политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.

Современная политика в сфере межбюджетных отношений  реализуется в соответствии с  положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2013 г.

Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.

Для решения  перечисленных задач в сфере  межбюджетных отношений в ближайшее  время необходимо реализовать следующие меры:

перераспределить  налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;

провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;

перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу;

укрепить бюджетную  дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную  политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.

Важной составной  частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе  является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

упорядочение  системы социальных пособий и  льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;

сохранение  стабильности доходов государственных  социальных внебюджетных фондов, которые  зависят прежде всего от размера  поступлений единого социального  налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;

разработка  механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);

использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней  бюджетной системы, что будет  способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;

применение  методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги  следуют за потребителем», который  предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;

законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;

усиление контроля за целевым и эффективным расходованием  средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Практическое  осуществление указанных задач  политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.

Рассмотрев  основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном  этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

 

Заключение

 

Финансовая политика играет важнейшую  роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов.

С помощью финансовой политики реализуется  цель повышения эффективности использования  финансовых ресурсов, достижение более  высокого уровня жизни.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим, финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Изучив теорию и структуру финансовой политики, можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем.

Неудовлетворительное состояние  законодательства сдерживает хозяйственную  инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государству  необходимо стремиться обеспечить его  наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики данного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

Большое внимание при разработке финансовой политики должно уделяться определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Важное значение следует придать повышению эффективности  использования финансовых ресурсов путем их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юридическая литература, 1994.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА-М, 1996.
  3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  4. Закон Российской Федерации от 20.10.90 г. «О государственных пенсиях в РСФСР».
  5. Закон РФ от 10.04.91 г. «О занятости населения».
  6. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год. - Федеральный Закон РФ от 05.02.97 г. № 26-ФЗ.
  7. Указ Президента РФ от 23.05.94 г. № 772 «О фонде социального страхования».
  8. Указ Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».
  9. Методические указания по практическому применению законодательства, регулирующего порядок уплаты налогов и других платежей в государственные внебюджетные фонды, а также уплаты в бюджет доходов от приватизации. - Письмо ГСН РФ от 18.11.92 г. № ВЗ-6-15/399.
  10. О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. - Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.03.96 г. № 22.
  11. Разъяснение о порядке применения Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 г. № 153.
  12. Положение, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 11 января 1996 г. № 2 «О порядке регистрации правил паевых инвестиционных фондов и проспектов эмиссии инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов».
  13. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов».
  14. Положение, утв. Постановлением правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78 «О выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».
  15. Временное положение, утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1996 г. № 20 «О депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и порядке ее лицензирования».
  16. Финансово-кредитный механизм и банковские операции/Под ред. Букато В.И. - М.: Финансы и статистика, 2010.
  17. Финансово-кредитный словарь. - М.: Финансы и статистика, 2008. Т. 1, 3.
  18. Финансы. - Под ред. Родионовой. - М.: Финансы и статистика,2006.
  19. Финансы: Учебное пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика,2007.
  20. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, 1997.
  21. Чичелов М.Е. О реструктуризации бюджетной системы//Финансы. -2009. - № 5. - С. 21.
  22. Шерстобитов А.Е. Правовые основы рынка ценных бумаг. - М., 2007.
  23. Штельмах В. Лизинг и банковский кредит на приобретение основных средств: сравнение эффективности//Финансы. - 2009. - № 8. - С. 19.
  24. Яковенко Н.М. Преодоление инвестиционного кризиса и развитие лизинга в России//Финансы. - 2009. - № 10. - С. 59.

Информация о работе Финансовая политика государства