Финансы жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства на примере предприятия МУП «Центр ЖКХ».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1. Рассмотреть отрасль ЖКХ, выявить финансовые особенности данной отрасли, рассмотреть современное состояние и перспективы развития.
2. Оценить финансовое состояние предприятия МУП «Центр ЖКХ». То есть провести оценку динамики финансовых ресурсов, ликвидности, определить тип финансовой устойчивости предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Финасы предприятий ЖКХ.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Из столь важной роли жилищно-коммунальных услуг в жизнедеятельности страны вытекает важность эффективности и устойчивости финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальных услуг.

Что такое «финансы жилищно-коммунального хозяйства»? В чем их специфика? Под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые опосредуются денежными потоками и возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных ресурсов как на микро-, так и на макро-уровне экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также распределения и перераспределения создаваемого национального продукта. Из этого вытекает определение финансов организации.

«Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода».

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: финансы жилищно-коммунального хозяйства представляют собой экономические отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Особенностью финансов жилищно-коммунального комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде получения бюджетных средств. Денежные средства поступают прямо или косвенно (через оплату предоставленных услуг бюджетозависимым организациям) жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти.

Прямые финансовые отношения жилищно-коммунальное предприятие чаще всего имеет с бюджетом местных органов, но формирование потоков происходит во взаимодействии всех трех уровней публичной власти.

Бюджетные средства поступают в виде дотации на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов по уровням бюджетной сферы.

Расходы жилищно-коммунального хозяйства формируются финансовыми отношениями с поставщиками и подрядчиками, которые обеспечивают производственный процесс жилищно-коммунального предприятия необходимыми ресурсами. Данные поставщики и подрядчики поставляют товары и услуги на возмездной основе, так как бюджетное дотирование распространяется только на отношения между муниципальными образованиями и предприятиями ЖКХ.

Поскольку финансовое хозяйство ЖКХ имеет свои отличительные черты по сравнению с финансовым хозяйством предприятий в целом, рассмотрим специфику этой отрасли. Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКХ, где организационно-финансовые взаимоотношения существуют в основном между четырьмя участниками:

-         администрацией города (района) - заказчиком муниципального заказа;

-         службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;

-         предприятиями - исполнителями муниципального заказа;

-         населением.

Для жилищно-коммунальных услуг характерны:

-         принадлежность к группе жизнеобеспечения;

-         социальная значимость;

-   низкая заменяемость другими услугами.

Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.

Названные и другие особенности ЖКХ определяют специфику денежных отношений, складывающихся в его финансовом хозяйстве. Это относится к составу и структуре доходов и накоплений управляющих организаций, предприятий, обеспечивающих функционирование жилищного фонда, и предприятий-поставщиков коммунальных услуг, к их рентабельности и прибыли, к источникам финансирования и инвестирования. Специфика проявляется и в организации финансового хозяйства ЖКХ в силу вышеперечисленных и иных технико-экономических особенностей обслуживания различных видов жилищного фонда, а также в силу государственного регулирования отрасли.

1.3. Проблемы ЖКХ в разрезе МУП.

За десять лет запас прочности системы ЖКХ исчерпался. В начале девяностых правительство удерживало на низком уровне коммунальные платежи, чтобы население не так тяжело переносило реформы. Но сегодня наступил момент, когда «без стопроцентного финансирования ЖКХ не обойтись», - уверяют чиновники.

Субсидии и полное финансирование ЖКХ провозглашены основами нынешней реформы коммунального хозяйства. А чуть ли не главной и единственной причиной нерентабельности жилищно-коммунальных предприятий (в начале этого года убытки отрасли составили 10,1 млрд. рублей) признаны необоснованно низкие тарифные ставки для населения. А раз так, эти ставки непременно надо повысить. И тогда механизм ЖКХ заработает как часы.

Более того, очень часто экономическую реформу переводят в политическую и идеологическую плоскость. Вот принято решение о создании расчетных центров. Предполагается, что жителям станут напрямую перечислять деньги из бюджета (сейчас ежемесячно микрорайон получает дотации - более двух миллионов рублей), а они уже сами будут с ними выходить на рынок услуг и искать обслуживающие компании. Но эта акция чем-то похожа на строительство коммунизма. Возможно, изменив порядок субсидирования, бюджет сэкономит средства, но при этом оставит потребителей наедине с разваливающимся ЖКХ. Ведь никакого рынка услуг пока нет и в помине. Да и вряд ли он появится. Тепло и воду, кроме монополистов в лице 'Водоканала' и 'Гортепла', подавать некому".

Монополизм поставщиков тепла и воды - одна из главных причин крайней неэффективности тепло- и водоснабжения практически любого города. Монополист, как известно, заинтересован только в одном - чтобы потребляли больше и по более высокой цене.

Поставщики воды и тепла не озабочены проблемами экономии ресурсов. Это мощные структуры, умеющие защищать свои интересы и блокировать не выгодные им мероприятия. Производители наотрез отказываются инвестировать деньги в оптимизацию систем водоснабжения (внутренние сантехнические работы, промышленные системы) или в управление спросом. В свою очередь население, промышленные предприятия и государственные организации тоже не спешат экономить воду и энергию, а это ведет к неоправданному росту эксплуатационных расходов. Можно перейти на расчеты за воду по факту ее использования. Но затраты (и, соответственно, экономия) будут зависеть от конструктивных особенностей дома. Если он современный, оснащен счетчиком, с нормальной теплоизоляцией, то расходы можно минимизировать. Нынешние нормативы рассчитаны на устаревшие нормы теплозащиты и призваны покрывать все потери при транспортировке тепла и воды. Понятно, что прямые расчеты за оказанные услуги не будут компенсировать всех потерь - дураков платить за то, что теряется при транспортировке, нет. Если вы будете платить только по факту, то снабжающим организациям придется изменить технологию получения тепла, задуматься, как сократить издержки транспортировки, какие котлы поставить.

Пока же проводится политика, направленная на задержку внедрения энергосберегающих технологий. А эта проблема напрямую связана с тарифной политикой. Существует много технологических наработок, но применения они не находят. За редким исключением.

К сожалению, ЖКХ болеет той же болезнью, которая погубила народное хозяйство СССР. Как и раньше, сегодня в жилкомхозе не востребованы современные технологии. Правильно говорится о том, что надо повышать эффективность, снижать издержки. Если посмотреть на структуру ЖКХ, то оказывается, что конкретных предприятий, которые заинтересованы в решении этих проблем, сегодня нет. А раз так, пока не приходится рассчитывать на то, что ЖКХ станет рабочей лошадкой. Даже если для ее прокорма государство вывернет кошельки своих граждан наизнанку.

Основные проблемы коммунальных предприятий.

Несмотря на положительные тенденции в развитии ЖКХ, проблем остается много:

-основные средства, сети, оборудование ветшают значительно быстрее, чем идет их капитальный ремонт и восстановление;

-стоимость коммунальных услуг по-прежнему остается очень высокой, так как построенные в 70-80 годы котельные с большим запасом мощности, эффективно использоваться не могут, а изношенные сети ведут к большим потерям тепла, воды, что естественно отражается на себестоимости.

Качество коммунальных услуг вызывает сегодня много нареканий и критики со стороны потребителей. Это одна из серьезных проблем, над которой необходимо работать всем: поставщикам коммунальных услуг.

В основе всех этих проблем - финансовое состояние предприятий ЖКХ, систематическое недофинансирование коммунального хозяйства привело к обветшанию основных фондов, к большим затратам на производство, высокую себестоимость, а сами предприятия к банкротству.

Сегодня много разговоров идет вокруг тарифов на услуги ЖКХ. В целях повышения уровня социальной защиты граждан, жителям округа предоставляются льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Огромное количество граждан ежегодно получает субсидии от государства, но лишь незначительная их часть возмещается из бюджета.

Несмотря на проводимую службой заказчика работу по ликвидации задолженности населения по оплате за коммунальные услуги, задолженность по-прежнему имеет место быть и увеличиваться из года в год..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

Финансы предприятий ЖКХ на примере предприятия МУП «Центр ЖКХ»

2.1. Оценка динамики финансовых ресурсов

Управление финансовыми ресурсами невозможно без финансового анализа. Цели анализа:

- оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятий;

- оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

- спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия ( форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма №5 годовой отчетности).

Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемых различными группами пользователей. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа:

1) Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам.

2) Анализ текущей деятельности. Основными показателями данной группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3) Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними.

4) Анализ рентабельности. Показатели данной группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие (анализируется рентабельность капитала в целом).

5) Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг и реализующих там свои акции.

Для обобщения оценки структуры и динамики финансовых ресурсов разрабатывается сравнительный аналитический баланс-нетто в детализированном либо агрегированном виде. По данным бухгалтерского баланса предприятия МУП «Центр ЖКХ» составим сравнительный аналитический баланс-нетто в агрегированном виде. Актив сравнительного аналитического баланса-нетто приведен в таблице 1.

 

Актив сравнительного аналитического баланса-нетто

 

Статья актива

Сумма, тыс. руб

Удельный вес,%

Отклонения

Темпы, %

Наименование

На нач. периода

На кон. периода

На нач. периода

На кон. периода

В абсолютных величинах

По удельному весу

роста

прироста

1. Основные средства и прочие внеоборотные активы (F)

141841

129844

61,80

54,05

-11997

-7,75

91,5

-8,5

2. Запасы и затраты всего (Z)

4768

4709

2,08

1,96

-59

-0,12

98,8

-1,2

3. Денежные средства и прочие активы (Ra)

82916

105689

36,13

43,99

22773

7,86

127,5

27,5

3.1. Денежные средства и краткосрочные вложения (Ra1)

21458

12816

9,35

5,33

-8642

-4,02

59,7

-40,3

3.2. Дебиторская задолженность (Ra2)

60629

92873

26,41

38,66

32244

12,25

153,2

53,2

Баланс (Ba):

229525

240242

100

100

10717

х

104,7

4,7

Информация о работе Финансы жилищно-коммунального хозяйства