Функциональное назначение расходов бюджета, бюджетный дефицит и его финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………7
Глава1. Государственный бюджет и его использование…………………….10
1.2 Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета….12
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе…………..16
2.1 Основы бюджетной системы России…………………………………..17
2.2 Уровни государственного бюджета…………………………………....20
Глава 3. Бюджетный дефицит и его финансирование………………………..26
3.1 Государственный долг, способы их регулирования…………………29
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы....………………………………………..38
Приложение……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая печать.doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)


6

 

 

 

ИНСТИТУТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЭКОНОМИКИ  И  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине  «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил:

                                                                                   студент  группы ФЗ 2\06

                                                                                    курс 4

                                                    Мареева  М. В

 

 

                        

                                                                 

 

                                                                                  

2009

 

             

ИНСТИТУТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЭКОНОМИКИ  И  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Функциональное назначение расходов бюджета.

Бюджетный дефицит и его финансирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы:                                               Выполнила :  студент

___________________Львова Е.И                           ____________Мареева М.В                   

 

 

 

 

 

2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………7

Глава1. Государственный бюджет и его использование…………………….10

     1.2 Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета….12

Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе…………..16

     2.1 Основы бюджетной системы России…………………………………..17

     2.2 Уровни государственного бюджета…………………………………....20

Глава 3. Бюджетный дефицит и его финансирование………………………..26

     3.1 Государственный долг, способы  их  регулирования…………………29

 

Заключение……………………………………………………………………...35

Список использованной литературы....………………………………………..38

Приложение……………………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            В любой стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов, государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Именно   с   помощью   бюджета   государство   имеет    возможность сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности. 

              После распада СССР в Российской Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной  современной  рыночной  экономики   и гражданского общества.

Проблема повышения эффективности государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой -  бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

Для всех моделей государств с социальной доминантой харак­терны следующие существенные признаки:

- относительно высокая доля ВВП, перераспределяемого че­рез бюджет на социальные цели. Через бюджетную систему в Рос­сии перераспределяется около трети ВВП, а на расходы бюджетной системы направляется около четверти ВВП - вследствие ежегодно растущего профицита и накопления стабилизационного фонда;              

- развитие государственных и фирменных систем социальной поддержки граждан (в Японии в связи с доктриной пожизненного найма явно выражена фирменная поддержка, в Швеции - госу­дарственная, в других странах - смешанная плюс внебюджетные фонды). Перераспределяемая для общего блага часть продукта Л. Эрхардом была определена как «социальный продукт». В СССР существенной была доля общественных фондов потребле­ния (льготные путевки, бесплатное образование и медицинское обслуживание, символические цены на лекарства, символическая плата за услуги общественного транспорта, бесплатный проезд для пенсионеров и т.п.). В пореформенной России все это деформиро­вано с отрицательным эффектом, например, практически ликви­дирована общественная система дошкольного воспитания детей;

- высокая доля занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам. В нашей стране доля услуг в структуре ВВП росла преж­де всего за счет развития посреднических услуг;

- в целом высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения, рост уровня оплаты труда по мере роста ВВП и личного трудового вклада каждого работника;

- развитые формы массового удовлетворения социальных по­требностей при некоторой дифференциации качества предостав­ляемых социальных благ с оплатой потребителем (развитие культу­ры, искусства, просвещения, образования, здравоохранения, фи­зической культуры и спорта, информатики и т.п.);

- приоритетное развитие нематериального производства как фактора усиления социально-реабилитационных функций обще­ства, по значимости приравниваемых к функциям социальной эко­логии. В России экономика и социальная сфера имеют все призна­ки сильной деформации, прежде всего с точки зрения содержания ее «социальности».

Цель работы –  осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета.

2.Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ.

3.Рассмотреть основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг.,.

Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ. Выявить и определить пути решения указанных проблем . На чем основан рост профицита последних лет ? Понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание»?

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления.

 

 

 

 

Глава 1

Государственный бюджет и его использование.

 

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)

Основой современной теории государственных финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство  должно, прежде  всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально  (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке. Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджет­ной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирова­ние государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это нахо­дит отражение в официальных документах, являющихся обязатель­ными при составлении бюджета. Например, в России, в соответст­вии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюд­жетному, обязан обратиться с бюджетным послани­ем к Федеральному Собранию, в котором определяются приорите­ты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюд­жетного финансирования. В последние годы особое внимание уде­ляется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных зака­зов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

Бюджетная политика определяет также стратегию в области до­ходов и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса в случае снижения цен на нефть. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. В рамках бюджетной системы государство реализует многие задачи управленческого характера применительно ко всей терри­тории страны и с учетом возможностей всей бюджетной системы. Это достигается в процессе концентрации в централизованных фондах значительной доли национального дохода и последующего распределения бюджетных ресурсов. Составление   и   исполнение   бюджета   базируется    на    бюджетной классификации, в  которой  выделяются  целевые  направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку  доходов и расходов  и обеспечивает  сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, она дает  возможность экономического и статистического анализа доходов  и  расходов  бюджетов  РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

 

 

         

1.1           Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.

Доходами бюджетов принято считать установленные законодатель­ством и решениями органов представительной власти обязатель­ные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других плате­жей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее вре­мя в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней остав­ляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В услови­ях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджет­ной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существен­ное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.

   В  соответствии  с  бюджетной  классификацией   выделяются   следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.

налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природны­ми ресурсами;

государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат госу­дарства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

Информация о работе Функциональное назначение расходов бюджета, бюджетный дефицит и его финансирование