Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:25, курсовая работа
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………7
Глава1. Государственный бюджет и его использование…………………….10
1.2 Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета….12
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе…………..16
2.1 Основы бюджетной системы России…………………………………..17
2.2 Уровни государственного бюджета…………………………………....20
Глава 3. Бюджетный дефицит и его финансирование………………………..26
3.1 Государственный долг, способы их регулирования…………………29
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы....………………………………………..38
Приложение……………………………………………………………………...39
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач - повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.
Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов (ст. 6 БК РФ).
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. На 2006-2007 гг. прогноз консолидированного бюджета представлен в приложении 4 и дает достаточно полное представление о структуре расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.
Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает представление о ресурсах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Такой свод получил название бюджета расширенного правительства - «расширенного» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется правительством. Этот бюджет тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам - 34% ВВП.
Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования невключаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:
на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;
социальное обеспечение по возрасту;
социальное обеспечение в случае безработицы;
социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством РФ о социальном обеспечении.
К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды считаются внебюджетными только в том смысле, что функционируют самостоятельно, вне федерального бюджета и вне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Как звено бюджетной системы России внебюджетные государственные фонды могут получать и получают средства из федерального бюджета. Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 г. были выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд РФ - 1005,9; Фонд социального страхования РФ - 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - 38,49.
Всего названным трем фондам из федерального бюджета передано в 2007г. 1064, 7 млрд. руб.
Основные черты государственных внебюджетных фондов приведены ниже.
1. Они образуются вне федерального бюджета.
2. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
3. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательными и иными актами РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность.
4. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ.
5. Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который Возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов имеют закрепленные за ними доходы: соответствующая часть единого социального налога, часть налогов, поступающих в результате применения упрощенной системы налогообложения, а также поступления из федерального и местных бюджетов. Например, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на страхование неработающего населения из местных бюджетов. Как отмечалось выше, все внебюджетные государственные фонды могут получать дотации из федерального бюджета и получать доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
- стабильность доходов от реального сектора экономики;
- пропорциональность роста доходов и расходов;
- динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
- соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;
- наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
- доля расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики. При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.
Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику основных источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов. Бюджетный кодекс не устанавливает ограничений по формированию доходов и расходов всех уровней, однако фактически таким ограничением является объем ВВП. Как правило, доходы и расходы бюджетов всех уровней имеют строго определенную долю в объеме ВВП, которая ежегодно корректируется в связи в нововведениями в бюджетной политике. На 2007 г. параметры консолидированного бюджета были определены в соотношениях, приведенных в приложении 5. Очевидной является низкая доля расходов консолидированного бюджета в объеме ВВП. Треть (по отношению к ВВП) доходов консолидированного бюджета не в полной мере направлена на финансирование расходов - порядка 5% к ВВП зарезервировано в профиците, который будет частью накапливаемого Стабилизационного фонда, а в дальнейшем - Резервного фонда и Фонда будущих поколений. При профиците федерального бюджета в течение ряда лет, начиная с 2000 г. используются практически все источники покрытия дефицита бюджета для увеличения доходов в целях покрытия расходов по обслуживанию госдолга. В 2006-2009 гг., по прогнозам Минэкономразвития, доходы федерального бюджета с учетом инфляции и сокращения экспорта энергоносителей при снижении мировых цен на них останутся на невысоком уровне и будут составлять 19-20% к ВВП.
Глава 3
Бюджетный дефицит и его финансирование.
Сбалансированность бюджетов всех уровней – основной принцип функционирования бюджетной системы России. Практически этот принцип реализуется по-разному. Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:
1. Доходы равны расходам. Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают по объему, вносятся изменения в закон о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра (пропорционального сокращения расходов). Норма о секвестре ныне в Бюджетном кодексе РФ не содержится.
2. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (профицит бюджета – превышение доходов бюджета над расходами, начиная с 2000 г. федеральный бюджет России - профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб. После 2007 г. профицит бюджета сокращается в результате выведения за пределы доходов бюджета доходов от экспорта нефти и газа.
3. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами), для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, значительный объем дефицита характерен для бюджетов в кризисных ситуациях. Усиление дефицитности бюджета, как правило, связано с ухудшением состояния экономики, снижением рентабельности производства. Так было в 90-е годы, когда разрыв хозяйственных связей между предприятиями республик СССР привел к резкому спаду производства, снижению доходов бюджета. Постепенно ситуация изменилась, благоприятно сказал ась внешнеэкономическая конъюнктура (рост мировых цен на энергоресурсы). Однако в странах бывшей мировой системы социализма, не имеющих возможности экспорта энергоресурсов, дефицит бюджета остается перманентно растущим. К числу таких стран относится, например, Венгрия. Дефицит ее бюджета составляет 64% ВВП. Сказалось и растущее бремя финансовых обязательств перед НАТО. В частности, стоимость перевооружения армии по образцам НАТО на период с 2005 по 2012 г. составляет 21 млрд. форинтов. Долг страны возрос до 12 трлн. форинтов (что составляет 60 млрд. долл., В том числе внутренний долг - 31,5, внешний - 28, 5 млрд. долл.). Проводятся чрезвычайные меры по снижению государственных расходов: вместо 19 областей образованы 5 региональных администраций с сокращением занятых в государственном аппарате, а также численности муниципальных депутатов. При средней продолжительности жизни 66 лет пенсионный возраст для мужчин повышен до 65 лет, для женщин - до 60-62 лет.
Умеренный дефицит бюджета создает условия использования источников его покрытия для создания новых рабочих мест, решения социальных проблем. Но чрезмерный дефицит как результат финансирования расходов (не по средствам), чреват увеличением долговой нагрузки на экономику.
В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит связан с политикой увеличения расходов и снижения налогов и считается способом повышения хозяйственной активности. В Российской Федерации на «старте», административной реформы в 2004 г., предполагающей развитие финансовой базы местных бюджетов, реальностью был растущий дефицит муниципальных бюджетов (приложение 6). Очевидно, что собственные доходы бюджетов муниципальных образований недостаточны для финансирования расходов. Сегодня около 40% расходов муниципальных бюджетов не покрываются их собственными доходами. Но и после финансирования из бюджетов субъектов Федерации они остаются дефицитными. Основная причина - закрепление за бюджетами муниципальных образований налогов, которые часто некому платить. Например, не приносящим дохода в бюджет является налог на землю. В настоящее время явным стал переход к четвертому варианту сбалансированности, когда при профицитном бюджете используются практически все источники покрытия дефицита бюджета.
Одной из задач бюджетной политики является сокращение процентных и увеличение непроцентных расходов. Это делается на основе регулирования и относительного сокращения внутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым объем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой. Погашение и обслуживание государственного внешнего долга в 2004-2005 гг. представлено данными приложения 7. В 2005 г. досрочное погашение кредиторам Парижского клуба российского долга составило 15 млрд. долл., в 2006 г. 21 августа российский долг кредиторам Парижского клуба был в полном объеме погашен досрочно. Именно поэтому верхний предел внешнего государственного долга на конец 2007 г. был установлен на уровне 46 млрд. долл. В предыдущем году он устанавливался на уровне 79 млрд. долл. В настоящее время в Бюджетном кодексе РФ нет ограничений по формированию профицита, в связи с чем его величина ежегодно возрастает. В то же время в Бюджетном кодексе РФ остаются ограничения по объему дефицита бюджетов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем расходов бюджетов по инвестициям и обслуживанию государственного долга. Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации не может превышать 15% от объема собственных доходов; соответственно на муниципальном уровне - не более 10%.