Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа
Целью данной работы является анализ функционирования резервных фондов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность, функции резервного фонда РФ, резервных фондов Президента и Правительства.
2) определить источники формирования финансовых резервов;
3) изучить порядок формирования резервов и их использования;
4) рассмотреть расходования средств резервного фонда Президента и резервного фонда Правительства.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Резервный фонд РФ……………………….………………..…..……….......5
2. Резервный фонд Президента РФ………………………………….………..9
3. Резервный фонд Правительства РФ………………………... ………........13
4.Резервный фонд субъекта РФ………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….....18
Библиографический список………………………………………………….19
Приложение …………………………………………………………………...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Резервный фонд РФ……………………….………………..…..………....
2. Резервный фонд Президента РФ………………………………….………..9
3. Резервный фонд Правительства РФ………………………... ………........13
4.Резервный фонд субъекта РФ………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….19
Приложение …………………………………………………………………...21
Введение
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.
Проводимая, в 90-е годы, социальная политика оказалась экономически несостоятельной. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем. В настоящее время ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.
Не смотря на сложные экономические и социальные проблемы в стране, связанные с высокими мировыми ценами на топливо, наблюдается рост финансовых резервов. Вследствие этого вопросы управления финансовыми резервами государства принимают особую актуальность. Несмотря на это как таковых общих правил, стратегий управления финансовым резервом как капиталом в России нет. В прошлом эти проблемы решались обычным запасом на «черный день». Сегодня же Россия вступила на новый этап, который характеризуется выделением такой «заначки» из общего капитала страны. Причем эта «заначка» способна работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.
Целью данной работы является анализ функционирования резервных фондов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность, функции резервного фонда РФ, резервных фондов Президента и Правительства.
2) определить источники формирования финансовых резервов;
3) изучить порядок формирования резервов и их использования;
4) рассмотреть расходования средств резервного фонда Президента и резервного фонда Правительства.
Объект работы – резервные фонды РФ.
Предмет работы – функционирование, формирование и использование денежных средств резервных фондов.
Методы примененные в настоящей работе – изучение научно-методической литературы и законодательной базы, сбор и обобщение материалов периодической печати по теме резервные фонды.
Практической основой данной работы является официальная информация Министерства финансов РФ и Федеральная служба государственной статистики РФ. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов Александрова И.М., Поляка Г.Б., А.М. Бабича и Л.Н. Павлова,
Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе использовались нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-сайты.
1. Резервный фонд РФ
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.
В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.1
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.2
Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.3
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.4
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:5
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. Также по решению правительства РФ, информация о доходах и расходах Резервного фонда будет засекречена до 1 февраля 2012 года.
Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Владимиром Путиным 21 апреля. Согласно ему в ближайшие два года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета.6
Проанализировав объем денежных средств резервного фонда в динамике (приложения 1). Можно проследить тенденцию к снижению объемов поступления денежных средств. Это происходило в связи с понижением цен на топливно-энергетические ресурсы, в частности на нефть и газ.
2. Резервный фонд президента РФ
Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, предусмотренных указами Президента РФ. Например, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн руб. администрации Сахалинской области на приобретение трех машин скорой помощи, оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. 7
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.
Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами Федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается:
- на проведение выборов, референдумов;
- освещение деятельности Президента РФ.
Согласно ст.276 Кодекса БК РФ отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. В п.1 ст.213 Кодекса БК РФ предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ.8
Администрация президента России отчиталась о расходовании средств резервного фонда президента в 2006 году, размер которого составил 500 млн. рублей.
Большая часть (90%) годового объема резервного фонда Президента
Российской Федерации в 2006 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. Поддержку из президентского фонда получили 491 детское учреждение, в том числе 10 учреждений для детей-инвалидов. 195 млн. рублей направлено на приобретение медицинского оборудования для оснащения реанимационной педиатрической службы.9
Резервный фонд президента в 2008 году утверждён в размере 700 млн. рублей. По итогам года использовано 699,86 млн. рублей. Большая часть (83%) годового объёма резервного фонда была направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 408 детских учреждений, в том числе 371 учреждение для детей-инвалидов. Приоритетом расходования средств фонда было оказание помощи в целях социальной поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (61% фонда).
Средства в объёме 200 млн. рублей на закупку специального оборудования получили 253 образовательных учреждения для детей-инвалидов. Также 80,01 млн. рублей выделено для 106 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на оснащение их интернет-классами и автотранспортом. Кроме того, 25,98 млн. рублей выделено на проведение ремонтно-реставрационных работ в целях сохранения памятников истории и культуры.
Резервный фонд президента в 2009 году утверждён в размере 500 млн. рублей. По итогам за год использовано 500 миллионов рублей.
Большая часть /86 процентов/ годового объема резервного фонда президента Российской Федерации в 2009 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 395 детских учреждений, в том числе 8 учреждений для детей-инвалидов.