Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5
2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета. 13
Бюджетные 14
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Реф. Бюдж системаРФ.docx

— 45.67 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1. Экономическая сущность  государственного  бюджета. 5

2. Источники формирования  и направления  расходования средств  государственного  бюджета. 13

    Бюджетные 14

3. Роль государственного  бюджета как финансовой  базы социально-экономического  развития общества 21

Заключение 24

Список  использованной литературы 27 
 

 

Введение

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

     Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты.

     Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной  системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием  РФ в форме закона; государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства  Российской Федерации. Бюджет государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

     Варьируя  основные показатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и  Правительство Российской Федерации  могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные  проблемы. Через государственный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и  реализации финансово-бюджетной политики страны.

     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и  государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические  отношения в обществе.

 

1. Экономическая сущность  государственного  бюджета.

 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾ ведущее звено финансовой системы страны.

     Общее понятие государственного бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»

     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета  он рассматривается как финансовый план государства.

     В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

     Государственный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития системы  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

     Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

     Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации  имеет ряд отличительных черт.

     Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

     Балансовый  метод разработки планов является одним  из важных методов установления пропорций  в народном хозяйстве. Балансовый метод  бюджета позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать вывод о необходимости  изменения тех или иных пропорций  в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или  иных расходов.

  1. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
  2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  3. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

     Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную  стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли предприятий и  хозяйственных организаций различных  форм собственности.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

      Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

      С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

      Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

      Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

      При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

      Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В  условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования  усиливается.

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение