Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5
2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета. 13
Бюджетные 14
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Контрольная
функция бюджета позволяет
Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет
способствует формированию рациональной
структуры общественного
Через
государственный бюджет перераспределяется,
как известно, не весь чистый доход,
создаваемый на предприятиях различных
форм собственности сферы
В
процессе бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное, оптимальное
соотношение между
Бюджет
с помощью налогов выступает
важным инструментом распределения
и вместе с тем стимулирования
экономики и повышения
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для
составления отчетов об исполнении
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации используется
единая бюджетная классификация
РФ, утвержденная Федеральным законом
от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации
РФ» с изменениями и
Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. схему 1).
Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Схема 1. Структура доходов бюджета.
Согласно
действующей бюджетной
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2008 года.
Табл. 1. Доходы федерального бюджета РФ на 2008 год
Доходы федерального бюджета | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, % |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 383,11 | 35,87% |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: | 4 261,34 | |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ | 533,38 | 8,03% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 435,79 | 6,56% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ | 1 404,05 | 21,13% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ | 888,97 | 13,38% |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 36,57 | 0,55% |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 32,24 | 0,49% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 291,61 | 4,39% |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ | 638,73 | 9,61% |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 6 644,45 | 100,00% |
Основная часть доходного потенциала (табл. 1) федерального бюджета на 2008 год формируется за счет налоговых доходов. И только 4,39% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В
доходах российского