Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)

Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного  общественного продукта и национального  дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального  дохода.

Функция обеспечения существования государства  ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. В структуре  затрат государственного бюджета на эти цели приходится от 6,5% до 9,5% всех расходов государственного бюджета  Украины.

Важное  значение имеет осуществление внешнеэкономической  деятельности Украины: содержание за счет бюджета дипломатических представительств Украины за рубежом, взносы в международные  организации, членом которых является Украина и др. На эти цели государство  тратит от 3% до 7% расходной части  государственного бюджета.

 

Бюджет основной финансовый план Украины.

Следует различать понятия: государственный  бюджет как экономическая категория  и государственный бюджет как  основной финансовый план страны. В  первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный  характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным  бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного  продукта. Это есть результат практического  использования объективных экономических  отношений, возникающих в обществе.

Государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для народного хозяйства в  целом, для всех структурных подразделений  общественного производства бюджетные  взаимоотношения по ассигнованиям  из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий  государственного плана экономического и социального развития Украины.

Государственный бюджет входит в общую систему  финансовых планов Украины. Определяющими  принципами организации системы  финансовых планов общественного развития можно назвать: Всеобщность охват  всех сторон социально-экономического развития общества; производственно-хозяйственной  деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий  и организаций; непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, т.е. учет многообразия финансовых взаимоотношений  в процессе расширенного воспроизводства; Целостность и сбалансированность предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального  развития страны, а отдельные его  звенья соответствующие составные  части (отраслевой, ведомственный, региональный) аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана  социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются  финансовые и бюджетные взаимоотношения  в масштабах народного хозяйства  Украины в целом, исходящие из экономической программы государства  и обусловленные намеченными  в плане конкретными адресными  заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом; Финансовая централизация проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная  от формирования и исполнения местных  бюджетов и финансовых планов отдельных  субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана  страны.

Рассматривая  бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем  представлены все атрибуты финансового  плана: денежные поступления или  доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему  финансовых планов Украины, но и занимает среди них доминирующее место, являясь  тем координирующим и ведущим  звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование  финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового  планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в  едином плановом процессе, в котором  первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.

Финансовые  планы разрабатываются всеми  участниками общественного производства от первичных структур предприятий, объединений, организаций, банков, страховых  компаний до центральных органов  хозяйственного управления и исполнительной государственной власти.

В условиях рыночного ведения хозяйства  основными задачами финансового  планирования являются:

1. Установление  оптимальных пропорций между  централизованными и децентрализованными  финансами. 

2. Определение  объемов и источников финансовых  ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий, объединений. 

3. Рациональное  распределение финансовых ресурсов  между: производственной и непроизводственной  сферами, отраслями экономики,  экономическими регионами страны.

4. Стимулирование  наиболее эффективного использования  денежных средств. 

5. Концентрация  финансовых ресурсов на наиболее  важных направлениях экономического  развития.

6. Активное  влияние финансов на формирование  рациональной структуры производства  с учетом его социальной направленности.

В состав единой системы финансоых планов Украины входят:

1. Государственный  бюджет Украины. 

2. Местные  бюджеты. 

3. Бюджеты  социального страхования и социального  обеспечения населения. 

4. Пенсионный  фонд.

5. Балансы  доходов и расходов государственных,  коммерческих, совместных предприятий  и организаций. 

6. Финансовые  планы общественных организаций. 

7. Сметы  учреждений непроизводственной  сферы. 

8. Финансовые  планы государственного и частного  имущественного и личного страхования. 

Взаимосвязь между государственным бюджетом и системой финансовых планов Украины  состоит в следующем.

Финансовые  планы предприятий, акционерных  обществ, объединений и отраслей материального производства составляются в виде балансов доходов и расходов, в которых выделяется специальный  раздел "Взаимоотношения с бюджетом". В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета (если они предусмотрены) . У предприятий  и организаций местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства  и ряда других учреждений финансовый план состоит из двух разделов. В  доходной части этих планов отражаются поступления из бюджета, в расходной  отчисления в бюджет. Посредством  бюджетного перераспределения в  процессе составления финансовых планов могут изыматься излишки у  одних предприятий и направляться на нужды других, испытывающих в  них потребность. Таким образом, бюджет как финансовый план, с одной  стороны основывается на финансовых планах отраслей материального производства, с другой во многом их определяет.

Финансовые  планы предприятий и организаций  агропромышленного комплекса внешнее  связаны с бюджетом через налоговую  систему. Вместе с тем, следует отметить и обратный процесс в государственном  бюджете Украины предусматриваются  крупные бюджетные ассигнования, направленные на развитие АПК (затраты  по коренному улучшению земель, проведение мероприятий по водному хозяйству, охрана и восстановление рыбных запасов, финансовая помощь фермерским хозяйствам) .

Наиболее  ярко проявляется связь бюджета  с финансовыми планами организаций  непроизводственной сферы. Их расходы, рассчитанные на основе смет, практически  полностью покрываются за счет средств  государственного либо местных бюджетов.

Тесная  связь между государственным  бюджетом и банковской системой состоит  в том, что банки вносят в бюджет часть своей прибыли в соответствии с существующим законодательством  о налогообложении в Украине. Кроме того, в случае превышения доходов над расходами, полученного  в результате исполнения бюджета, свободные  денежные средства могут быть использованы в качестве кредитных ресурсов. Немаловажно  то, что именно банки осуществляют кассовое исполнение бюджета.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ЕГО  ОРГАНИЗАЦИИ

Бюджетное устройство Украины определяется закрепленным Конституцией Украины государственным  строем и ее административно-территориальным  делением.

Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь  между ее отдельными звеньями.

  Государственный бюджет Украины,  республиканский бюджет Автономной  Республики Крым и местные  бюджеты образуют бюджетную систему.

Совокупность  всех бюджетов, которые входят в  состав бюджетной системы Украины, составляет  сводный бюджет, который  используется для анализа и определения  основ государственного  регулирования  экономическим и социальным развитием  Украины.

  Бюджет Автономной Республики  Крым объединяет республиканский  бюджет и бюджеты районов и  городов республиканского подчинения  этого региона.

К местным  бюджетам принадлежат областные, городские, районные в городах, поселковые и  сельские бюджеты.

  Бюджет области объединяет областной  бюджет и бюджеты районов и  городов областного подчинения.

В состав бюджета района входят районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Поселковые и сельские бюджеты создаются  по решению районных городских советов  народных депутатов при наличии  необходимой финансовой базы и определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов.

Бюджет  города, который имеет районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты  районов, которые входят в его  состав. В случаях, когда городскому районному совету народных депутатов  в городе административно подчиняются  другие города, поселки сельские населенные пункты, то их бюджеты объединяются соответственно в бюджете города в бюджете района в городе.

Бюджетное устройство основывается на принципах  единства, полноты, достоверности, гласности,  научности и самостоятельности  всех бюджетов, которые входят в  бюджетную систему Украины.

  Принцип единства значит существование  единого счета доходов и расходов  каждого звена бюджетной системы.  Единство бюджетной системы   обеспечивается единой правовой  базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому.

  Принцип полноты состоит в  отображении в бюджете всех  доходов и расходов.

  Принцип достоверности требует  формирования бюджета на основе  реальных показателей, научно  обоснованных нормативов и отображения  в отчете о выполнении бюджета  только тех доходов и расходов, которые являются результатом  конечных кассовых операций банков.

Принцип гласности  обеспечивает освещение  в средствах массовой информации показателей бюджетов и отчетов  об их выполнении.

  Принцип научности  оговаривает  отображение показателей бюджетов  во взаимосвязи с общеэкономическими  показателями в Украине и за  ее границами путем использования  средств максимальной информативности  относительно результатов сравнительного  анализа, определения темпов и  пропорций экономического развития.

  Главной составляющей бюджетной  системы Украины является Государственный  бюджет, из которого финансируются  мероприятия общегосударственного  значения в отрасли хозяйственного, культурного строительства, обороны  государства, содержания органов  государственной власти и управления. Посредством Государственного бюджета  осуществляется перераспределение  части общегосударственных доходов  между Автономной Республикой  Крым и областями в виде  субвенций, субсидий и дотаций  с целью  экономического выравнивания  регионов.

  Государственный бюджет Украины,  республиканский бюджет Автономной  Республики Крым, областные, городские,  районные, районные в городах,  поселковые, сельские бюджеты являются  самостоятельными. Самостоятельность  бюджетов  обеспечивается наличием  собственных доходных источников  и правом определения направлений  их использования в соответствии  с законодательством Украины.  При этом, составляя и выполняя  свои бюджеты, соответствующие  органы власти и управления  учитывают общегосударственные  интересы.

ПЛАНИРОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА

Бюджетный процесс – это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроль за их исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс предусматривает разработку нормативно-правовых и организационных основ, дающих представление о конкретных формах организации этой работы в центре и на местах, о распределении функций в исполнении бюджета между органами государственной власти, хозяйственного управления, планово-финансовыми органами и учреждениями банков, объединениями, предприятиями, бюджетними учреждениями, но всей территории страны.

Информация о работе Государственный бюджет