Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)

  Верховный Совет Украины рассматривает  проект закона "О Государственном  бюджете Украины" в порядке,  предусмотренном Регламентом Верховного  Совета Украины.

  Если Президент Украины не  подает проект закона "О Государственном  бюджете Украины" в срок, Верховный  Совет через Комиссию Верховного  Совета по вопросам бюджета  принимает постановление о порядке  рассмотрения проекта закона, в  котором изменяются сроки, указанные  в Регламенте Верховного Совета  Украины.

  Проект закона "О Государственном  бюджете Украины" представляет  на заседании Верховного Совета  Президент Украины. С докладом  о проекте закона выступает  Министр финансов Украины или  лицо, выполняющее его обязанности.

  По Государственному бюджету  Верховный Совет утверждает:

- предельный  размер дефицита Государственного  бюджета Украины и источники  его покрытия;

- суммы  доходов Государственного бюджета  Украины в соответствии с бюджетной  классификацией;

- суммы  расходов Государственного бюджета  относительно каждого распорядителя  кредитов в соответствии с  бюджетной классификацией, суммы  дотаций, субвенций и размеры  отчислений от регулирующих доходов  в бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

- размер  оборотной кассовой наличности  Государственного бюджета Украины.

  Доходы и расходы целевых общегосударственных  фондов, включенных в состав Государственного  бюджета Украины, утверждаются  по каждому фонду отдельно. Текущие  расходы целевых общегосударственных  фондов утверждаются Верховным  Советом Украины в пределах  доходов этих фондов. Запрещается  использовать средства Пенсионного  фонда Украины на другие цели, кроме

  предусмотренных Положением об  этом фонде.

  В закон "О Государственном  бюджете Украины" не допускается  установление новых, изменение  или устранение существующих  налогов, сборов и платежей, внесение  изменений в действующее законодательство. В случае необходимости изменении  или дополнения вначале вносятся  в соответствующие законы.

  Верховный Совет Украины принимает  постановление порядке введения  в действие закона "О Государственном  бюджете Украины". Проект указанного  постановления разрабатывается  и подается Кабинетом Министров  Украины ко второму чтению  проекта закона "О Государственном  бюджете Украины".

  Закон "О Государственном бюджете  Украины" публикуется для всеобщего  сведения. Если Верховным Советом  не будет принят закон "О  Государственном бюджете Украины"  до 2 декабря года, предшествующего  тому, на который составляется  бюджет, Верховный Совет Украины  принимает постановление о порядке  финансирования текущих расходов  до принятия Закона "О Государственном бюджете Украины". Если Верховный Совет не принимает такого постановления до 30 декабря года, предшествующего тому, на который составляется бюджет, автоматически продолжается действие закона "О Государственном бюджете Украины" текущего года, кроме показателей, касающихся расходов на развитие.

  В соответствии с законом "О  бюджетной системе Украины"  отчет об исполнении Государственного  бюджета Украины подается Президентом  Украины Верховному Совету до 1 мая года, наступающего за отчетным. Отчет об исполнении бюджета  представляет на заседаний Верховного  Совета Украины Президент Украины.  С докладом об исполнении бюджета  выступает Министр финансов Украины  или лицо, исполняющее его обязанности.  К отчету об исполнении Государственного  бюджета прилагаются пояснения  относительно всех отклонений  от утвержденного закона "О  Государственном бюджете Украины"  как по доходам, так и по  расходам.

  Оформление отчета об исполнении  Государственного бюджета осуществляется  по правилам, которые устанавливаются  этим законом, другими законами  и законодательными актами для  проекта закона "О Государственном  бюджете Украины".

  Верховный Совет Украины рассматривает  и утверждает отчет об исполнении  Государственного бюджета Украины  в порядке, предусмотренном Регламентом  Верховного Совета Украины. Постановление  Верховного Совета Украины относительно отчета об исполнении Государственного бюджета Украины публикуется для всеобщего сведения.

  Отчеты об исполнении республиканского  бюджета Автономной Республики  Крым, местных бюджетов областных,  городских (кроме городов районного  подчинения), районных составляются  соответственно Министерством финансов  Автономной Республики Крым, финансовыми  управлениями (отделами) исполнительных  органов областных, городских,  районных, районных и городах  Советов народных депутатов, об  исполнении местного бюджета  – (городов районного подчинения), сельского и поселкового бюджета  – исполкомами соответствующих  Советов народных депутатов.

  Министерство финансов Украины  составляет сводный отчет об  исполнении Государственного бюджета,  республиканского бюджета Автономной  Республики Крым, бюджетов областей, городов Киева и Севастополя  на основании отчета об исполнении  Государственного бюджета Украины  и полученных от Правительства Автономной Республики Крым, исполнительных органов областных и городских Советов народных депутатов отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему соответствующих административно-территориальных единиц.

  Сводный отчет подается в Верховный  Совет Украины. Обобщенные показатели  сводного отчета подлежат опубликованию.  Контроль за исполнением бюджета  осуществляется соответственно  Верховным Советом Украины, Верховным  Советом Автономной Республики  Крым, местными Советами народных  депутатов, которые самостоятельно  определяют организационные формы  осуществления такого контроля. Органами государственной исполнительной  власти и исполнительными органами  местных Советов народных депутатов  вместе с органами Министерства  финансов Украины осуществляется  контроль за состоянием поступления  доходов в соответствующий бюджет, средств внебюджетных фондов  и правильным использованием  предприятиями, учреждениями и  организациями выделенных им  бюджетных ассигнований, средств  внебюджетных фондов.

  Органы государственной исполнительной  власти и исполнительные органы  местных Советов народных депутатов  высшего уровня осуществляют  надзор за ходом исполнения  бюджета соответствующими исполнительными  органами низшего уровня, исходя  из требований соблюдения действующего  законодательства, решений органов  государственной исполнительной  власти высшего уровня, принятых в рамках их компетенции. В случае, если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территориального уровня, не используются в установленный срок или используются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

  Министр финансов Украины несет  персональную ответственность перед  Верховным Советом Украины за  соблюдение закона "О Государственном  бюджете Украины". Министр финансов  Украины обязан немедленно информировать  Верховный Совет Украины о  всех случаях нарушения органами  государственной исполнительной  власти исключительного права  Верховного Совета устанавливать  налоги и определять законность  использования бюджетных средств.

 Государственные доходы

Бюджетные доходы понятие более  узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета - экономические  отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, экономические и социальные задачи, решаемые обществом, а также методы хозяйствования влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство . Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.

Налоги – главный метод перераспределения  национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части  государственного бюджета.

Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными  доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства в различных  формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам бюджета относят государственные  займы, к которым государство  прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов, выплата по ним  процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых  платежей либо  выпускаемых займов.

Третий метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию  бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым  социально-экономических последствиям.

Кроме национального дохода, к источникам формирования доходов бюджета относят  поступления: от внешнеэкономической  деятельности, от эксплуатации государственной  собственности (в условиях перехода к рынку и от ее продажи), от реализации облигаций государственных займов, и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции  высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

Государственные расходы

Так как все общественное производство можно разделить на две части, то и расходы государственного бюджета  подразделяются также на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его  материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие  и капитальные расходы. Текущие  расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров  гражданского и военного характера).

Капитальные затраты – это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят  капиталовложения за счет бюджета в  различные отрасли народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и  долгосрочные бюджетные кредиты.

В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов: направленные на финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной  власти и управления, внешнеэкономической  деятельности, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

Каждая из вышеперечисленных групп  расходов делится в свою очередь  по ведомственному и целевому признакам.

Осуществление расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а  именно:

  • Получения максимального эффекта при минимизации затрат.
  • Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
  • Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом  использования ранее отпущенных средств.
  • Безвозвратность и бесплатность бюджетных ассигнований.

Информация о работе Государственный бюджет