Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита,
определить виды государственного кредита,
определить функции государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
рассмотреть проблемы управления государственным кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
Помимо внешнеторгового
Международный кредит прежде всего предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска.
Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит.
Сумма кредита определяется либо в
коммерческом контракте, либо в эмиссионном
проспекте при выпуске
Функционирование
Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. [11, c.95] Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.
Государственный долг делится на:
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
Государственный долг страны существует в следующих формах долговых обязательств:
- кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
Республики Беларусь как
- государственные
займы, осуществленные путем
- договора о
предоставлении Республикой
- соглашения и договоры,
заключенные от имени
Основными целями привлечения и использования государственных займов являются:
- покрытие дефицита республиканского бюджета;
- пополнение валютных ресурсов Республики Беларусь;
- реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приобретенными направлениями развития экономики республики;
- решение острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критического положения в обеспечении ими республики;
- поддержка экономических реформ.
Формой внутреннего государственного долга является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Республике Беларусь — Национальным банком). Источником централизованных кредитных ресурсов служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.
Внутренний государственный
Для внутреннего государственного долга Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определенными экономическими параметрами.
Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП [7, c.15].
Внутренний государственный
В том числе задолженность, гарантированная правительством, увеличилась на 0,1% до Br6377,1 млрд. и составила 74,9% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства равнялась Br2141,3 млрд. и за сентябрь уменьшилась на 1,4%.
По данным Минфина, внешний государственный долг Беларуси за сентябрь увеличился на 1,4% и на 1 октября 2010 года был на уровне Br28898,1 млрд. (около $9,6 млрд.) при утвержденном лимите $11 млрд.
При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет около Br603,4 млрд., или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за сентябрь увеличился на 10%. Долг центрального правительства равен Br28294,7 млрд. (98%), причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами.
Общий уровень задолженности за сентябрь увеличился на 1% и к началу октября был равен Br37,42 трлн. [1]
Внешний государственный долг – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов» от 1 июня 1998 года и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год».
В соответствии
со статьей 1 Закона «О внешнем государственном
долге Республики Беларусь» внешним
государственным долгом является общая
сумма основного долга
Получателями внешних займов в
Республике Беларусь являются Правительство
Республики Беларусь и местные органы
власти. Кредиторами во внешнем государственном
кредите выступают
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде:
Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.
Главные задачи системы управления внешним долгом:
Наиболее значимым источником внешнего
финансирования в нашей стране являются
иностранные кредиты под
Основными источниками привлечения заимствований на государственном уровне или кредитов на уровне предприятий под гарантии правительства являются Россия, Китай, Иран и Венесуэла, а также ряд зарубежных компаний, с которыми сейчас ведутся переговоры – японская инвестиционная группа Nomura, российский банк ВТБ, голландский ABN Amro, австрийский Raiffeisen.
В структуре внешнего долга более половины задолженности нашей страны приходится на кредиты России.
Одной из основных задач, стоящих в
процессе управления внешним долгом
Республики Беларусь, является уменьшение
задолженности предприятий
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «О внешнем государственном
долге Республики Беларусь», если заемщик
отказался удовлетворить
Министерство финансов Республики Беларусь обнародовало данные относительно состояний государственного долга страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США
Таблица 2
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||
01.01.2010 г. |
01.01.2010 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) |
7 778,8 |
9 269,4 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь |
112,6 |
181,9 |
Всего |
7 891,4 |
9 451,3 |
Источник: [9]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Информация о работе Государственный кредит в финансовой системе государства