Государственный кредит в финансовой системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита,
определить виды государственного кредита,
определить функции государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
рассмотреть проблемы управления государственным кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 72.84 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

   

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и  услуг, %

 

220%

10,0

31,8

Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему  продукту, %

 

50%

6,4

16,5

Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и  услуг, %

 

25%

1,0

1,3


         Источник: [9]

Таким образом общий размер государственного долга Беларуси за декабрь 2009 года увеличился на 3,9%, составив на начало 2010 года 30,449 триллионов белорусских рублей. [9] Стоит отметить, что разумное управление государственным долгом будет служить источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового положения для Республики Беларусь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Государственный кредит имеет существенные отличия от банковского кредита: основная, особенность государственного кредита заключается, чаще всего, в непроизводительном использовании капитала.

Назначение государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Принимая во внимание сложившиеся  в Беларуси экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации.

В целом необходимо отметить, что  в процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой страны.

Государственный кредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных  ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей  сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий  и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной  и валютной политики.

Главное же, для чего используется государственный кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

 Что касается норм для повышения эффективности государственного кредита, то в качестве неотложных мер должны быть осуществлены следующие мероприятия:

  1. Обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
  2. Повышение доходности отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
  3. Для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);
  4. Расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
  5. Переход при реализации государственных ценных  от официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
  6. Осуществление перехода от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;
  7. Отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление привлечения ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белорусское телеграфное агентство. О внешнем государственном долге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Vnutrennij-gosdolg-Belarusi-za-sentjabr-sokratilsja-na-02_i_529640.html. – Дата доступа: 18.11.2010 г.
  2. Вавилов А.П. Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ – 2004. – № 59.
  3. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.
  4. Закон Республики Беларусь от 24 сентября 1996 года №615 “О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1996г. №32. Ст.581.
  5. Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. № 170-3 “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”.
  6. Ильич С.Н. Внутренний государственный долг: сущность и понятие// Вестник молодежного научного общества. 2002 №1.
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /под ред. А.В. Сидоровича. МГУ им. М.В.Ломоносова. – 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство “Дело и сервис”, 2001. 832с.
  8. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.:ООО “ФУ Аинформ”,2004. 576с.
  9. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/dolg/vnesh_dolg/now/. – Дата доступа: 18.11.2010 г.
  10. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Т.В.Сорокина. – Мн.:БГЭУ, 2003. 289с.
  11. Тарасов В.И. “Деньги, кредит, банки”, (курс лекций), ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997 г.
  12. Теория финансов , под общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997
  13. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.-Мн.:ООО “ФУ Аинформ”,2004. 576с.
  14. Финансы. Под ред. Лушина С.Н., проф. Слепова В.А.. М., Издательство Российской экономической академии, 2000, 384 с.
  15. Финансы.. Федулова С.Ф. М., Кнорус, 2005, 400 с.
  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Бабич A.M.,. Павлова Л.Н, М., Юнити-Дана, 2000, 687 с. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Дробозина Л.А., Окунева Л.П, Андросова Л.Д., Юнити, 2000, 479 с.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит, Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М., Юрайт – М, 2001, 543 с.
  18. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Глущенко В.В., Глущенко Н.Н., г.Железнодорожный, ТОО НЦП «Крылья», 1998, 416 с.
  19. Финансы. Теория финансов: учеб. пособие/ Н.Е. Заяц; под общ. ред. Н.Е. Зайца. – 2-е изд. стереотип. – Минск.: БГЭУ, 2006. – 351 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный кредит в финансовой системе государства