Таблица 3
Показатели кредитоспособности по
внешнему государственному долгу Республики
Беларусь
|
|
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2009 г. |
01.01.2010 г. |
Отношение внешнего государственного
долга к экспорту товаров и
услуг, % |
220% |
10,0 |
31,8 |
Отношение внешнего государственного
долга к валовому внутреннему
продукту, % |
50% |
6,4 |
16,5 |
Отношение платежей по внешнему государственному
долгу к экспорту товаров и
услуг, % |
25% |
1,0 |
1,3 |
Источник: [9]
Таким образом общий размер государственного
долга Беларуси за декабрь 2009 года увеличился
на 3,9%, составив на начало 2010 года 30,449 триллионов
белорусских рублей. [9] Стоит отметить,
что разумное управление государственным
долгом будет служить источником ускоренного
социально-экономического развития и
укрепления финансового положения для
Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит - это совокупность экономических
отношений между государством в лице его
органов власти и управления с одной стороны,
и юридическими и физическими лицами,
с другой, при которых государство выступает
преимущественно в качестве заемщика,
а также кредитора и гаранта. Государственный
кредит имеет существенные отличия от
банковского кредита: основная, особенность
государственного кредита заключается,
чаще всего, в непроизводительном использовании
капитала.
Назначение государственного кредита
проявляется в первую очередь
в том, что он является средством
мобилизации в руках государства
дополнительных финансовых ресурсов.
В случае дефицитности государственного
бюджета, дополнительно мобилизуемые
финансовые ресурсы направляются на
покрытие разницы между бюджетными
расходами и доходами. При положительном
бюджетном сальдо мобилизуемые с
помощью государственного кредита
средства прямо используются для
финансирования экономических и
социальных программ. Это означает,
что государственный кредит, являясь
средством увеличения финансовых возможностей
государства, может выступать важным
фактором ускорения социально-экономического
развития страны.
Принимая во внимание сложившиеся
в Беларуси экономические условия,
хочется отметить, что государственный
кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния в этой
отрасли кредитно-финансовой системы
страны зависят важнейшие показатели
государственного бюджета, темпы роста
экономической стабилизации.
В целом необходимо отметить, что
в процессе управления государственным
кредитом решаются следующие задачи:
- минимизация стоимости долга для заемщика;
- недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
- эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
- обеспечение своевременного возврата кредитов;
- максимальное решение задач, определенных финансовой политикой страны.
Государственный кредит способствует
правильной организации сбережений,
является источником увеличения денежных
доходов держателей государственных
ценных бумаг и вкладчиков банков,
создает условия для большей
сбалансированности доходов и расходов
населения, организаций, предприятий
и государственного бюджета, является
одним из решающих факторов стабилизации
денежного обращения и проведения
эффективной кредитно-эмиссионной
и валютной политики.
Главное же, для чего используется
государственный кредит в макроэкономическом
смысле, — покрытие дефицита бюджета.
Этой же цели может служить эмиссия денежных
знаков. Однако давно доказано, что госкредит
значительно эффективнее для балансирования
доходов и расходов бюджета. Государственные
займы временно сокращают платежеспособный
спрос населения и хозяйствующих субъектов,
регулируют натурально-вещественные и
стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется
масса денег в обращении.
Что касается
норм для повышения эффективности государственного
кредита, то в качестве неотложных мер
должны быть осуществлены следующие мероприятия:
- Обеспечение
реальной защиты прав интересов заимодателей
и вкладчиков от инфляционных потерь путем
переоценки номинальной стоимости облигаций,
займов и вкладов в коммерческих банках;
- Повышение
доходности отдельных государственных
ценных бумаг и вкладных операций с тем,
чтобы кредиторы государства были уверены
в получении дохода на уровне не ниже сложившегося
уровня инфляции в стране;
- Для пробуждения
реального интереса физических и юридических
лиц к кредитным операциям государства
целесообразно не только защищать
интересы кредиторов, но и максимально
разнообразить условия выпускаемых
займов (по срокам, по способам выплаты
дохода, по доходности ценных бумаг, по
обеспечению полной ликвидности облигаций);
- Расширение
круга заимодателей за счет допуска к
кредитным операциям государства всех
без исключения предприятий, организаций,
учреждений;
- Переход
при реализации государственных ценных
от официального курса к рыночному, определяемому
на основе реального спроса на фондовые
ценности;
- Осуществление
перехода от безвозвратного бюджетного
финансирования предприятий и организаций
на оказание им помощи преимущественно
путем предоставления казначейских
ссуд;
- Отказ
от прямого безвозмездного и безвозвратного
использования общегосударственного
ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление
привлечения ресурсов кредитных учреждений
на нужды государства исключительно на
началах: срочности, платности, возвратности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Белорусское телеграфное агентство. О внешнем государственном долге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Vnutrennij-gosdolg-Belarusi-za-sentjabr-sokratilsja-na-02_i_529640.html. – Дата доступа: 18.11.2010 г.
- Вавилов А.П. Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ – 2004. – № 59.
- Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Закон Республики Беларусь от 24 сентября 1996 года №615 “О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1996г. №32. Ст.581.
- Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. № 170-3 “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”.
- Ильич С.Н. Внутренний государственный долг: сущность и понятие// Вестник молодежного научного общества. 2002 №1.
- Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /под ред. А.В. Сидоровича. МГУ им. М.В.Ломоносова. – 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство “Дело и сервис”, 2001. 832с.
- Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.:ООО “ФУ Аинформ”,2004. 576с.
- Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/dolg/vnesh_dolg/now/. – Дата доступа: 18.11.2010 г.
- Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Т.В.Сорокина. – Мн.:БГЭУ, 2003. 289с.
- Тарасов В.И. “Деньги, кредит, банки”, (курс лекций), ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997 г.
- Теория финансов , под общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997
- Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.-Мн.:ООО “ФУ Аинформ”,2004. 576с.
- Финансы. Под ред. Лушина С.Н., проф. Слепова В.А.. М., Издательство Российской экономической академии, 2000, 384 с.
- Финансы.. Федулова С.Ф. М., Кнорус, 2005, 400 с.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит. Бабич A.M.,. Павлова Л.Н, М., Юнити-Дана, 2000, 687 с. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Дробозина Л.А., Окунева Л.П, Андросова Л.Д., Юнити, 2000, 479 с.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит, Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М., Юрайт – М, 2001, 543 с.
- Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Глущенко В.В., Глущенко Н.Н., г.Железнодорожный, ТОО НЦП «Крылья», 1998, 416 с.
- Финансы. Теория финансов: учеб. пособие/ Н.Е. Заяц; под общ. ред. Н.Е. Зайца. – 2-е изд. стереотип. – Минск.: БГЭУ, 2006. – 351 с.