Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:29, курсовая работа
Целью работы является анализ исполнения межбюджетных трансфертов.
Задачи работы:
а). изучить понятие межбюджетных трансфертов: формы и виды;
б) проанализировать исполнение межбюджетных трансфертов;
в). определить проблемы и направления совершенствования распределения межбюджетных трансфертов.
Введение 3
1. Понятие межбюджетных трансфертов: формы и виды 5
2. Анализ исполнения межбюджетных трансфертов 11
3. Проблемы и направления совершенствования распределения межбюджетных трансфертов 19
Заключение 28
Список использованных источников 32
по разделу федерального бюджета [29]
Подразделы бюджета | Бюджет | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Дотации бюджетам субъектов РФ и МО | 16,5 | 16,2 | 15,1 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и МО (межбюджетные субсидии) | 14,1 | 12,4 | 8,5 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и МО | 7,1 | 7,2 | 7,0 |
Иные межбюджетные трансферты | 3,0 | 1,5 | 1,6 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 59,3 | 62,7 | 67,8 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Из анализа таблицы 1.1. видно, что основное место в структуре межбюджетных трансфертов занимают бюджетные ассигнования на предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов и дотаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (далее –МО) .
Несмотря
на достаточное устойчивое исполнение
в последние годы бюджетов регионов
дифференциация в уровне бюджетной
обеспеченности возрастает. Это связано
с концентрацией доходов
Таким
образом, межбюджетные трансферты - это
средства, предоставляемые одним бюджетом
бюджетной системы РФ другому. В качестве
форм межбюджетных трансфертов определены
субсидии, субвенции, отдельный вид дотаций
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,
а также иные межбюджетные трансферты.
В России существует большое количество форм межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции. Динамика изменения межбюджетных трансфертов за период 2000-2011 г.г. приведена на рисунке 2.1.
За период с 2001 г. по 2011г.г. прослеживается тенденция значительного роста количества и объемов субсидий - с 2001 г. число субсидий увеличилось с 17 до 90 к 2011 году, объемы субсидий возросли свыше 20 раз. Основную часть прироста составили субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые выросли по отношению к 2008 г. на 112,9 млрд.руб., или на 30,6% [30].
Межбюджетные трансферты в 2009 г. были выделены в объеме 1,2трлн.руб., или с ростом к уровню 2008 г. на 187 млрд руб. (на 18%) и составили в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации около 18%. В структуре межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на 2009г. субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований занимали 39,4%, дотации - 35,3%, субвенции на выполнение делегируемых полномочий - 18,9% и иные межбюджетные трансферты - около 7%.
Адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования является одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2010—2012 гг. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено, как отмечалось в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», сокращением объема межбюджетных субсидий (таблица 2.1).
Таблица 2.1.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [30]
Наименование |
2008 | 2009 | 2010 | В процентах к 2009 г. | 2011 | В процентах к 2010 г. | 2012 | В процентах к 2011 г. |
Межбюджетные трансферты, всего | 132,1 | 175,6 | 101,1 | 85,1 | 950,9 | 95,0 | 854 | 89,8 |
Дотации | 407,3 | 429,8 | 431 | 100,2 | 441,8 | 103,0 | 388,3 | 87,9 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности | 328,6 | 374 | 374 | 100,0 | 374 | 100,0 | 374 | 100,0 |
Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов | 62,9 | 43,4 | 47,3 | 109,0 | 58,1 | 123,0 | 4,6 | 7,9 |
Субсидии | 445 | 379,6 | 286 | 75,3 | 252,7 | 88,4 | 202,3 | 80,1 |
Поддержка национальной экономики | 301,7 | 245,7 | 177,9 | 72,4 | 152,9 | 85,9 | 129,5 | 84,7 |
Образование, здравоохранение, социальная политика, культура | 66,2 | 103,9 | 105,3 | 101,3 | 97 | 92,1 | 70 | 72,2 |
Субвенции | 194 | 288,2 | 231,5 | 80,3 | 230,6 | 99,6 | 239,6 | 103,9 |
Осуществление полномочий РФ в области содействия занятости населения | 37,4 | 77,5 | 88,7 | 115,0 | 75,8 | 85,4 | 72,4 | 95,5 |
Оплата ЖКУ отдельным категориям граждан | 69,4 | 116,1 | 102,2 | 88,0 | 112,8 | 110,4 | 124,2 | 110,1 |
Иные межбюджетные трансферты | 85,8 | 78 | 52,6 | 67,8 | 25,8 | 49,0 | 23,8 | 92,2 |
В целом на 2010 г. дотации региональным бюджетам составили 431млрд.руб., что составило 100,2% к уровню 2009 г. (без учета дополнительного увеличения в 2009 г. дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ в размере 150 млрд. руб.). Они составили почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем основного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2010-2012 гг. - Фонд финансовой поддержки регионов составил 374млрд. руб.
Структура
целевых межбюджетных трансфертов субъектам
Российской Федерации в 2010 г. приведена
на рисунке 2.2.
Наиболее
значимую часть целевых межбюджетных
трансфертов составляют субсидии на
софинансирование расходных обязательств
субъектов Российской Федерации
и субвенции на реализацию полномочий,
делегируемых субъектам Российской
Федерации, в сфере национальной
экономики (47%), социальной политики (31%),
здравоохранения и спорта (9%), а
также жилищно-коммунального
Вторыми по объему в структуре межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на которые приходится треть всего объема финансовой помощи регионам. Их доля в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднем будет составлять 5,4%. Данные трансферты выполняют задачу по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов с целью выполнения обязательства государства по обеспечению предоставления на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Финансовые
возможности субъектов
В этой связи, начиная с 2008 г., объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определялся исходя из достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам Российской Федерации в исполнении их расходных обязательств. Данная норма закреплена ст. 131 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличен на 2009 г. на 45 млрд.руб. до 374,0 млрд.руб., или на 14%, что позволило определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных (рис.2.2.).
Минимальный
уровень бюджетной
Рис.2.3.
Минимальный уровень бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации, выраженный
в рублях [29]
В 2009 г. увеличение дотаций привело к сокращению дифференциации в предоставлении субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг, снизило различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,8 раз, и определило минимальный объем доходов в субъекте Российской Федерации в сумме 20,5 тыс. руб. на человека в год. Это составило около 58% от среднего уровня налоговых доходов по всем субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», субсидии бюджетам субъектов РФ были выделены: в 2010г. — в сумме 286 млрд.руб., в 2011 г. - 252,7 млрд.руб., запланированы в 2012 г. - 202,3 млрд. руб.
Структура
доходов бюджета за период 2008-2013
г.г. приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Структура доходов бюджета за период 2008-2013 г.г.[30]
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
отчет | отчет | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
Доходы - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||||
налоговые и неналоговые | 81,7 | 74,9 | 78,3 | 80,6 | 85 | 86,9 |
межбюджетные трансферты | 18,3 | 25,1 | 21,7 | 19,4 | 15 | 13,1 |
Анализ указанной структуры доходов показывает, что в 2012 - 2013 годах доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации должна увеличиться при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов. Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).
В целях обеспечения
Начиная с 2010 г. предусмотрен отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей.
В 2010-2012 гг. иные межбюджетные трансферты были запланированы и выделены в объеме: 52,6 млрд. руб. (67,8 % от уровня 2009 г.), 25,8млрд.руб. (48,8% от уровня 2010 г.) и 23,8 млрд руб. (92,2% от уровня 2011 г) соответственно.
В 2010-2012 гг. в федеральном бюджете предусмотрены соответствующие средства для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов. В связи с этим планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ на предоставление бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ставки рефинансирования Банка России на срок до трех лет. Это позволит при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета и поможет повысить ответственность региональных властей, снизить иждивенческие настроения.
Увеличение
поступлений в
Выводы по второй главе.