Исполнение трансфертов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ исполнения межбюджетных трансфертов.
Задачи работы:
а). изучить понятие межбюджетных трансфертов: формы и виды;
б) проанализировать исполнение межбюджетных трансфертов;
в). определить проблемы и направления совершенствования распределения межбюджетных трансфертов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие межбюджетных трансфертов: формы и виды 5
2. Анализ исполнения межбюджетных трансфертов 11
3. Проблемы и направления совершенствования распределения межбюджетных трансфертов 19
Заключение 28
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

КУрТрансфертыисполн.docx

— 146.65 Кб (Скачать документ)

 по  разделу федерального бюджета [29]

Подразделы  бюджета Бюджет
2008г. 2009г. 2010г.
Дотации бюджетам субъектов РФ и МО 16,5 16,2 15,1
Субсидии  бюджетам субъектов РФ и МО (межбюджетные субсидии) 14,1 12,4 8,5
Субвенции бюджетам субъектов РФ и МО 7,1 7,2 7,0
Иные  межбюджетные трансферты 3,0 1,5 1,6
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 59,3 62,7 67,8
Итого по разделу 100,0 100,0 100,0
 

      Из  анализа таблицы 1.1. видно, что основное место в структуре межбюджетных трансфертов занимают бюджетные ассигнования на предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов и дотаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (далее –МО) .

      Несмотря  на достаточное устойчивое исполнение в последние годы бюджетов регионов дифференциация в уровне бюджетной  обеспеченности возрастает. Это связано  с концентрацией доходов консолидированного бюджета субъектов РФ в высокоразвитых регионах, являющихся, как правило, регионами-донорами.

     Таким образом, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому. В качестве форм межбюджетных трансфертов определены субсидии, субвенции, отдельный вид дотаций - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты. 
 
 
 

 

     2. Анализ исполнения  межбюджетных трансфертов

 

     В России существует большое количество форм межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции. Динамика  изменения межбюджетных трансфертов за период 2000-2011 г.г. приведена на рисунке 2.1.

 
 

     За  период с 2001 г. по 2011г.г. прослеживается тенденция значительного роста количества и объемов субсидий - с 2001 г. число субсидий увеличилось с 17 до 90 к 2011 году, объемы субсидий возросли свыше 20 раз. Основную часть прироста составили субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые выросли по отношению к 2008 г. на 112,9 млрд.руб., или на 30,6% [30].

     Межбюджетные трансферты в 2009 г. были выделены в объеме 1,2трлн.руб., или с ростом к уровню 2008 г. на 187 млрд руб. (на 18%) и составили в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации около 18%. В структуре межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на 2009г. субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований занимали 39,4%, дотации - 35,3%, субвенции на выполнение делегируемых полномочий - 18,9% и иные межбюджетные трансферты - около 7%.

     Адекватная  корректировка механизмов межбюджетного регулирования является одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2010—2012 гг. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено, как отмечалось в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», сокращением объема межбюджетных субсидий (таблица 2.1).

     Таблица 2.1.

     Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации [30]

 
Наименование
2008 2009 2010 В процентах  к 2009 г. 2011 В процентах  к 2010 г. 2012 В процентах  к 2011 г.
Межбюджетные  трансферты, всего 132,1 175,6 101,1 85,1 950,9 95,0 854 89,8
Дотации 407,3 429,8 431 100,2 441,8 103,0 388,3 87,9
Выравнивание  бюджетной обеспеченности 328,6 374 374 100,0 374 100,0 374 100,0
Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 62,9 43,4 47,3 109,0 58,1 123,0 4,6 7,9
Субсидии 445 379,6 286 75,3 252,7 88,4 202,3 80,1
Поддержка национальной экономики 301,7 245,7 177,9 72,4 152,9 85,9 129,5 84,7
Образование, здравоохранение, социальная политика, культура 66,2 103,9 105,3 101,3 97 92,1 70 72,2
Субвенции 194 288,2 231,5 80,3 230,6 99,6 239,6 103,9
Осуществление полномочий РФ в области содействия занятости населения 37,4 77,5 88,7 115,0 75,8 85,4 72,4 95,5
Оплата  ЖКУ отдельным категориям граждан 69,4 116,1 102,2 88,0 112,8 110,4 124,2 110,1
Иные  межбюджетные трансферты 85,8 78 52,6 67,8 25,8 49,0 23,8 92,2

     В целом на 2010 г. дотации региональным бюджетам составили 431млрд.руб., что составило 100,2% к уровню 2009 г. (без учета дополнительного увеличения в 2009 г. дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ в размере 150 млрд. руб.). Они составили почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем основного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2010-2012 гг. - Фонд финансовой поддержки регионов составил 374млрд. руб.

     Структура целевых межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в 2010 г. приведена на рисунке 2.2. 

       
 
 

     Наиболее  значимую часть целевых межбюджетных трансфертов составляют субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации  и субвенции на реализацию полномочий, делегируемых субъектам Российской Федерации, в сфере национальной экономики (47%), социальной политики (31%), здравоохранения и спорта (9%), а  также жилищно-коммунального хозяйства (8%) и образования (5%) (рис. 2.2).

     Вторыми по объему в структуре межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на которые приходится треть всего объема финансовой помощи регионам. Их доля в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднем будет составлять 5,4%. Данные трансферты выполняют задачу по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов с целью выполнения обязательства государства по обеспечению предоставления на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Финансовые  возможности субъектов Российской Федерации по выполнению расходных  полномочий значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры  экономики регионов, степени развития их экономического потенциала, размера  территории и количества проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой  и т.д. Существующие различия между 10 наиболее финансово обеспеченными  и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации по уровню бюджетных  возможностей до межбюджетного выравнивания из федерального бюджета составляют около 8 раз. Это связано с концентрацией  доходов консолидированного бюджета  в высокоразвитых субъектах Российской Федерации, являющихся, как правило, регионами-донорами.

     В этой связи, начиная с 2008 г., объем  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации определялся исходя из достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам Российской Федерации в исполнении их расходных обязательств. Данная норма закреплена ст. 131 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

     Объем дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности увеличен на 2009 г. на 45 млрд.руб. до 374,0 млрд.руб., или на 14%, что позволило определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных (рис.2.2.).

     Минимальный уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, выраженный в рублях отражен на рисунке 2.3.

     Рис.2.3. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, выраженный в рублях [29] 

     В 2009 г. увеличение дотаций привело к сокращению дифференциации в предоставлении субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг, снизило различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,8 раз, и определило минимальный объем доходов в субъекте Российской Федерации в сумме 20,5 тыс. руб. на человека в год. Это составило около 58% от среднего уровня налоговых доходов по всем субъектам Российской Федерации.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2010-2012 годах», субсидии бюджетам субъектов РФ были выделены: в 2010г. — в сумме 286 млрд.руб., в 2011 г. - 252,7 млрд.руб., запланированы в 2012 г. - 202,3 млрд. руб.

     Структура доходов бюджета за период 2008-2013 г.г. приведена в таблице 2.2. 
 

     Таблица 2.2.

     Структура доходов бюджета за период 2008-2013 г.г.[30]

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы - всего 100 100 100 100 100 100
в том числе:            
налоговые и неналоговые 81,7 74,9 78,3 80,6 85 86,9
межбюджетные  трансферты 18,3 25,1 21,7 19,4 15 13,1
 

     Анализ  указанной структуры доходов показывает, что в 2012 - 2013 годах доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации должна увеличиться при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов. Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).

       В  целях обеспечения сбалансированности  бюджетов субъектов Российской  Федерации из федерального бюджета  в 2011 году предоставлено соответствующих дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7 % больше, чем в 2010 году), а также бюджетных кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).   Объем межбюджетных трансфертов, распределенный между бюджетами    субъектов   Российской   Федерации, изменится с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.

     Начиная с 2010 г. предусмотрен отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей.

     В 2010-2012 гг. иные межбюджетные трансферты были запланированы и выделены в объеме: 52,6 млрд. руб. (67,8 % от уровня 2009 г.), 25,8млрд.руб. (48,8% от уровня 2010 г.) и 23,8 млрд руб. (92,2% от уровня 2011 г) соответственно.

     В 2010-2012 гг. в федеральном бюджете  предусмотрены соответствующие  средства для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов. В  связи с этим планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ на предоставление бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ставки рефинансирования Банка России на срок до трех лет. Это позволит при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета и поможет повысить ответственность региональных властей, снизить иждивенческие настроения.

     Увеличение  поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2010 г. было связано с индексацией некоторых ставок налогов, доходы, от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы, транспортный налог, государственная пошлина). Это позволило компенсировать снижение объемов софинансирования.

     Выводы  по второй главе.

Информация о работе Исполнение трансфертов